0
908
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2005 00:00:00

Не по-детски

Тэги: петербург, театр, дети, фестиваль, арлекин


Руководителю театра «Зазеркалье» Александру Петрову в прошлом году в голову пришла нетривиальная мысль: создать «детский» аналог «взрослой» «Золотой маски». Проект поддержали на всех «культурных» уровнях: от ФАККа до городского Комитета по культуре и Законодательного собрания. Ежегодная национальная премия и фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» тут же обрели свой скульптурный приз. Широко шагающего парнишку в маске, униформе из красно-черных ромбов, золотой треуголке, воротнике и туфлях – сочинил и подарил фестивалю художник-ювелир Андрей Ананов. Первым лауреатом в номинации «За великое служение театру для детей» стал (посмертно) петербургский режиссер и педагог Зиновий Яковлевич Корогодский.

Чтобы ни с кем не ссориться, фестиваль выбрал для себя свободную театральную «нишу»: дети от 5 до 9 лет. Чтобы рассмотреть как можно более подробно свой предмет – театральное искусство для детей, – помимо основного жюри фестиваль организовал еще целых четыре: педагогов и психологов, практиков, критиков и, собственно, детей. Чтобы не тратить зря чужое время, экспертный совет выбрал десять спектаклей-номинантов, и еще четыре постановки шли во внеконкурсной программе.

Надо сказать, что при общей доброжелательной интонации (каждый коллектив получил диплом участника) мнения членов этих жюри разнились не слишком: четырежды был отмечен спектакль Бориса Гранатова «Любовь к трем апельсинам» (Вологодский театр для детей и молодежи), трижды – постановка Майи Краснопольской «Снежная королева» (московский театр «Тень») и спектакль Владимира Туманова «Кошка, которая гуляла сама по себе» (Театр комедии имени Акимова). По крайней мере это означало, что детский театр должен быть профессиональным и художественным и некие высокие образцы этого жанра все же еще существуют. На этот раз премия «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей» (посмертно) была присуждена Наталье Ильиничне Сац – создательнице первого в мире музыкального театра для детей.

Многострадальная Детская филармония, которую Сбербанк все никак не может выселить из здания в центре города, и та получила два «утешительных» диплома: один от жюри практиков, другой – от жюри педагогов и психологов – были присуждены актрисе Маргарите Смирновой за моноспектакль по поэзии Саши Черного «Человечек из часов». Что касается национальной премии за лучший спектакль для детей, то чем ближе к финалу фестиваля, тем более становилось явным, что премию эту не стоит присуждать вообще: общий уровень спектаклей был настолько невысок, что такой поступок жюри сразу же и престиж премии поднял бы, и внимание к проблеме по максимуму привлек, да и никому не обидно было. Но жюри рассудило иначе: оно внесло изменение в регламент фестиваля и присудило премию за лучшую постановку для детей внеконкурсному спектаклю Анатолия Праудина «До свидания, Золушка» (Театр-фестиваль «Балтийский дом», Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина). «Балтдом» же получил грант в размере трехсот тысяч рублей на создание новой постановки для детей.

Решение выглядело по крайней мере странным: Праудин уже давно мается приживалой в чужом театральном доме, обстановка по месту его нынешней «прописки» крайне нервная, творчеству не очень способствующая. Если уж захотели помочь режиссеру, можно было и какое-никакое зачуханное помещение для него хотя бы попытаться «выбить»: недаром в жюри фестиваля были включены и заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Глазунова, и советник по культуре губернатора Виктор Акулов, и председатель Комитета по культуре Николай Буров.

Впрочем, самую интересную мысль на фестивале высказала Майя Красносельская из московского театра «Тень», которая, объясняя собственный спектакль, не имеющий «внятного» финала, посоветовала оценивать его не по каноническим критериям, а исходя из конкретной «перфомансной» концепции: важно не изложение сюжета про снежную королеву, а общение актера Алексея Шашилова и зрителей, которое длится настолько долго, насколько он способен увлечь внимание детей.

Так и все на этом фестивале, похоже, стоит оценивать не по каноническим критериям, а исходя из конкретной ситуации, в данном случае тяжелой экономической. Театр становится бизнесом, таким же, как любой другой. Им может заниматься как талантливый, так и бездарный человек. Суть уже не в трансляции тех или иных художественных идей, понятий или ценностей, а в банальной рекламе своего спонсора. Понравится тому, как театр показывает-рассказывает про его целебную воду, вкусный хлеб или партийные ценности, – даст денег. А не понравится – придется искать другого. Театр становится банальной частью рекламной кампании, а реклама – все больше художественным феноменом. На детских спектаклях, особенно не самых удачных, это становится явным совсем не по-детски.

 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1523
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1729
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1835
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4178

Другие новости