0
846
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2005 00:00:00

О любви к житейским шаблонам

Александра Машукова

Об авторе: Александра Машукова - театральный критик.

Тэги: драма, театр, фестиваль


драма, театр, фестиваль В 'Кокколе' забулдыги бесчинствуют от души. Сцена из спектакля.
Фото Михаила Гутермана

Впрочем, спектакль «Коккола» из города Тампере (Финляндия) поначалу успешно маскируется под документальный: кажется, что на сцене – сплошной натурализм и правда жизни. Действие происходит в финском захолустье, где за окном жуткий мороз и тьма хоть глаз выколи. С одной стороны сцены – салон автобуса, с другой – стойка бара. В салоне трое мужиков из водительской бригады постепенно отходят от вчерашней пьянки, в баре заседает странная компания: трагически серьезная немолодая дочка (она же барменша), ее нагрузившаяся до бровей мамаша и пожилой мамашин ухажер. Они пьют, матерятся, дерутся, занудно выясняют отношения. Ну и зачем, думаешь, нужна вся эта чернуха?

Однако мнимое жизнеподобие вскоре оборачивается чистейшей воды абсурдом. Быстро понимаешь, что жители Кокколы (название реального финского городка) – это такие придурковатые клоуны. В «Кокколе» смеются и над национальными чертами характера, и над множеством «политкорректных» тем. Как известно, черный юмор – попытка примириться с ужасом жизни и ощущением, что смерть бродит где-то рядом. Все это имеет отношение к спектаклю Лееа Клемола: мрачные эскапады финских маргиналов здесь смешны, потому что понятны – наверное, все мы немножко из Кокколы, только тщательно это скрываем.

Зато они отрываются за нас. Матерщинники и забулдыги из «Кокколы» обаятельны в своей внутренней свободе. В каждую минуту они подлинные: пьют, любят, бесчинствуют от души, на полную катушку. Эта свобода – до предела, до выхода в астрал: так, что можно и в тюленя превратиться – никто, собственно, не будет удивлен.

А удмуртский театр «Парафраз» привез на «Новую драму» симпатичный и непритязательный спектакль «Околесица».

«Околесица» – это как раз вербатим: текст здесь состоит из монологов горожан, записанных на улицах Глазова. Перед началом актеры объясняют, что же это за модная театральная техника: понятно, что зритель Удмуртии вряд ли раньше с ней сталкивался. Вереница сценок, которую разыгрывают на сцене четыре актера, по стилю напоминает тексты Гришковца и освещает всякие житейские вопросы – от темы, какой должна быть хорошая жена, и до веры в Деда Мороза. Что подкупает в «Околесице» – так это умение общаться с залом. А еще из спектакля понятно, чем живут обитатели Глазова. Портрет складывается цельный: в отличие от финнов уроженцы Удмуртии не без труда высказываются на личные темы и больше всего на свете мечтают о празднике – таком, чтоб дух захватывало. Особенно о красивой свадьбе – с фатой, лимузином, песнями и салатом оливье. Вот так бывает: документальный театр не столько рассказывает о реальных судьбах, сколько отражает житейские шаблоны, а абсурдная фантасмагория кажется вполне точным образом действительности. Причуды «Новой драмы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
844
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
867
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1125
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
914

Другие новости