0
2167
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2005 00:00:00

Адепт идеального звука

Тэги: цнайдер, музыка


цнайдер, музыка Николай Цнайдер не выпускает инструмент из рук.
Фото Джорджа Ланге предоставлено звукозаписывающей компанией Sony BMG

-Николай, вы часто бываете с концертами в России и выступали здесь практически со всеми ведущими оркестрами. Говорят, знаете русский язык. Откуда?

– На самом деле я знаю совсем немного слов и выражений, но говорю по-русски чаще, чем мог бы. В мире очень много русских музыкантов, в особенности в оркестрах, с которыми я выступаю. И все они пытаются общаться со мной по-русски. Думаю, это из-за моего имени Николай – оно самое что ни на есть русское, поэтому все думают, что я выходец из русскоговорящей семьи. А с русским языком я познакомился благодаря моему педагогу Борису Кушниру, у которого учился в Венской консерватории.

– Ваше знакомство с языком помогает лучше понимать русских композиторов?

– Думаю, да. Язык, в особенности сама артикуляция речи, отражается в музыке. А ведь даже скорость произношения в каждом языке своя. И мне жаль, что я не знаю русский настолько, чтобы читать в оригинале Достоевского и Пушкина.

– Вы записали скрипичный концерт Глазунова. Почему? Ведь более популярны скрипичные опусы Чайковского, Шостаковича?

– Я познакомился с этим концертом, когда был еще совсем юным. Тогда я услышал его в исполнении Натана Мильштейна: это гениальная запись! И очень захотел сыграть этот концерт.

– Раз уж вы заговорили о детских впечатлениях, можете припомнить, каким было самое первое музыкальное?

– Моя мама сочла необходимым, чтобы я брал уроки игры на скрипке исключительно для общего развития. И где-то после года обучения вдруг увидел по телевизору концерт Ицхака Перлмана. Я остановился перед телевизором как вкопанный: настолько меня поразило звучание скрипки. Я не мог представить, что скрипка может так звучать. И именно в этот момент я понял, что хочу стать музыкантом. Мне было всего восемь лет, когда в одно мгновение перевернулась вся моя жизнь.

– Как вы относитесь к аутентичному направлению в исполнительском искусстве?

– В этом направлении, безусловно, есть вещи, имеющие право на существование, особенно в области артикуляции, фразировки. Но довольно часто музыканты, не владеющие стилем в полной мере, спекулируют на самой идее аутентичного исполнительства. Они играют на старинных инструментах, они используют определенные приемы, но у них нет внутреннего понимания того, что они делают. Многое, что происходит ради моды, превращается в клише.

– Вы приверженец романтической традиции в исполнительстве, что сегодня как раз не так модно и актуально, как быть аутентистом...

– Когда я рос и учился, на меня огромное влияние оказали Мильштейн, Хейфиц, Менухин, Шеринг, Ойстрах, Коган – музыканты этого поколения. Один из самых важных аспектов игры на скрипке – идеальный звук, и именно этим славились все скрипачи «золотого века». На мой взгляд, игра на рояле определенным образом лимитирует процесс звукоизвлечения, скрипка в этом смысле гораздо более индивидуальна: скрипачи сами формируют звук. Прежде чем я начну играть, я должен понять, что именно хочу донести, и услышать звук внутри себя.

– Но разве звучание скрипки не связано с качеством инструмента?

– Конечно, но здесь есть немаловажный нюанс. Если у вас недостаточно мастерства, то инструмент самого высокого класса не поможет вам извлечь настоящий звук. Инструмент может как помочь вам, так и помешать: все зависит от вас. С другой стороны, сама идея звука, само представление о его идеале могут быть выражены на инструменте любого качества.

– Вы допускаете в свою жизнь джаз, этническую музыку – хотя бы на уровне слушания?

– Я знаю скрипачей, которые не слушают ничего, кроме скрипичного репертуара. Я знаю специалистов в литературе, которые не читают ничего, что не связано с предметом их изучения. Думаю, что это очень опасно. В отличие от современных людей Ницше, Шопенгауэр, Гете, Шиллер не видели разделения между различными видами искусств. Я слушаю все музыкальные стили, другое дело, что единственный неакадемический стиль, который я играю, – это цыганская музыка. Я вырос в еврейской семье, а цыганская музыка очень близка клезмерской. Иногда я играю вместе с Роби Лакатошем: мы получаем огромное удовольствие от совместного музицирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1276
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1221
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1455
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1200

Другие новости