0
935
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2005 00:00:00

Четыре Онегина на одного Бертмана

Тэги: бертман, гергиев, геликонопера


– Дмитрий Александрович, сегодняшний «Геликон» сильно отличается от прежнего. Это заметно и зрителям, и профессионалам, да и вы на сборе труппы в начале нынешнего сезона как-то сакцентировали внимание на этом моменте. Изменения продиктованы вашими внутренними потребностями или вы почувствовали, что публика хочет чего-то другого?

– Еще Немирович-Данченко сказал, что театр – это зеркало, и очень важно, что именно отражается в театре. Эти два организма – театр и жизнь, – они очень взаимосвязаны. Я считаю, что невозможно заниматься чистым искусством, рассчитывая, что публика оценит то, что вы делаете, когда-нибудь в будущем. Театр – это не живопись, которую действительно можно оценить по прошествии длительного времени. Театр – явление сегодняшнего дня, и воспринимать и понимать его надо сегодня, здесь и сейчас. И, конечно, все процессы, которые происходят в жизни, сильно влияют на театр. Свои прежние постановки сегодня я бы сделал совершенно иначе. В сегодняшнем репертуаре театра есть несколько постановок, на которые я не хожу, я бы их снял, потому что вижу спектакли уже по-другому, но на них постоянные аншлаги – и мы возим их с большим успехом на гастроли. Одним словом, эти спектакли по-прежнему остаются живыми. Но не для меня. После первого геликоновского «Онегина» я поставил четыре других, и Онегин первый сегодня уже не является моим нынешним Онегиным, который ушел куда-то совсем в другую сторону от прежнего. Но я и театр – немножко разные понятия. Во мне происходят определенные процессы, жизнь все время меняется, и предсказать, в каком направлении будут происходить эти изменения даже во мне самом, я не могу. В этом смысле я абсолютно отдаюсь времени, обстоятельствам, своим наблюдениям. Я просто делаю то, что в данный момент считаю важным.

– В таком случае существует ли для вас момент компромисса между социальными процессами, которые происходят в данный момент в обществе, вашими внутренними желаниями и устремлениями и возможностями труппы?

– Компромисса нет. Если речь заходит о компромиссе, то я не возьмусь за постановку. Сейчас, например, я не буду делать «Турандот», хотя театру это под силу, – считаю, что это просто не нужно. А вот «Сибирь» Джордано – нужна. Когда мы делаем спектакль, то компромисс бывает только один – финансовый. И эту проблему мы стараемся решать. А самый большой компромисс для «Геликона» – это наша сцена. Мы все время существуем в лимитированном пространстве, но каждый наш спектакль в итоге выбирается на большую сцену. Придумывая спектакль, я должен так его сконструировать чисто технически, чтобы он смотрелся и на нашей сцене, и на сцене, которая расположена в зале на три тысячи мест. Создание каждого спектакля в театре для меня превращается в создание двух спектаклей. Так что существует помимо финансового компромисс технический, но не творческий.

– Вам достаточно вас одного в театре?

– У нас работали многие приглашенные режиссеры – Дмитрий Черняков, Георгий Исаакян, и сегодня продолжают идти спектакли наших режиссеров. Дело в том, что сегодня диктует экономика: такое количество спектаклей, что мы выпускали раньше, сейчас просто нереально выпускать из-за экономических трудностей. Есть и другой момент. Очень многие спектакли мы делаем по заказу, с расчетом на будущие показы их за границей. Например, я никогда не думал, что буду ставить «Норму» Беллини: считаю, что это – не мой материал. Но театру предложили контракт с этим спектаклем и с условием, чтобы ставил его я. Пришлось согласиться. В подобных ситуациях я всегда вспоминаю Пушкина: я должен заболеть этим названием и сделать максимально все, чтобы мне стало интересно. И мне это удается, потому что я умею себя убеждать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1274
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1219
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1454
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1198

Другие новости