Представляли программу и собственно сам фестиваль его новые хозяева: член попечительского совета «Кинотавра», одновременно генеральный продюсер «Молодости» Александр Роднянский, председатель отборочной комиссии «Кинотавра» Ситора Алиева и генеральный директор Кирилл Лыско.
По мнению Александра Роднянского, за последние несколько лет в российском кинематографе произошло нечто неожиданное, не угаданное многими людьми пробуждение интереса к собственному кино, что и заставило говорить о возрождении киноиндустрии. На сегодняшний день в России зафиксирована цифра 150 фильмов в год, что в несколько раз превышает число картин, снятых, к примеру, в Великобритании. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, Россия – едва ли не единственная европейская страна, в кинопрокате которой первые четыре позиции занимают фильмы отечественного производства. Даже Франция, которую обычно приводят в пример как передовую европейскую киноиндустрию, здесь России не конкурент. Такие фильмы, как «Ночной дозор», «Статский советник», «Турецкий гамбит» или «9 рота», в российском прокате показали затылок мировым блокбастерам наподобие «Матрицы», «Властелина колец» или «Гарри Поттера».
– Создалась ситуация, которую можно назвать уже не выживанием, а развитием, – утверждает Александр Роднянский. – Такая ситуация потребовала совершенно иного «Кинотавра», чем тот, который обеспечивал выживание кинематографического сообщества в отсутствие кинематографического процесса. Сегодняшний «Кинотавр» – это инструмент продвижения собственного кино к зрителю. При этом для нас очень важно превратить фестиваль в инструмент профессиональной экспертизы.
Привлечение внимания со стороны серьезной журналистики и критики, а также экспертов, продюсеров и селекционеров из-за рубежа является одной из главных задач обновляемого фестиваля. В июле отборочная комиссия фестиваля разослала около сорока кассет с фильмами, показанными в этом году на «Кинотавре», на различные фестивали. И даже в Южной Корее, где собирают «сливки» со всего мира, были наши фильмы. Это большая победа. А «Первые на Луне» Алексея Федорченко сейчас вообще чуть ли не самая заметный фестивальный фильм, недавно он получил два приза подряд – в Варшаве и Загребе. Интересно, что крупный фестиваль документального кино в Амстердаме почему-то пригласил Алексея Федорченко, очевидно, не поняв, что это игровая картина.
Особое оживление вызвала полемика по поводу сроков проведения «Кинотавра». Дело в том, что между этим фестивалем и Московским международным зазор всего в три дня, что создает неудобства для представителей медиа при производстве программ, касающихся обоих фестивалей. Да и участникам конкурса часто приходится выбирать между двумя кинофорумами. Примером такого «раздвоения» является случай, произошедший в этом году, когда картину «Космос как предчувствие» в последний момент отобрали у Сочи в пользу Москвы.
– Выбор всегда за правообладателями фильма – продюсерами и режиссерами, – прокомментировал ситуацию Александр Роднянский. – Они могут показать картину на «Кинотавре», а затем на одном из крупных фестивалей класса «А», например Каннском, Венецианском или Берлинском. Если же они сразу выберут Московский фестиваль, который тоже относится к классу «А», то после этого никакой другой крупный фестиваль не возьмет этот фильм. В этом смысле «Кинотавр» даже предпочтительнее Московского. Касательно сроков, начало июня – это традиционное время проведения «Кинотавра», а что будет делать Москва в этом случае, я не знаю┘