0
760
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2006 00:00:00

И обязательный Маяковский

Ксения Воротынцева

Об авторе: Ксения Александровна Воротынцева - арт-критик, аспирант СО РАН.

Тэги: фотография, писатели


Экспозиция редких снимков 20–30-х годов, открывшаяся в Литературном музее, развития нашей фотографии почти не отражает. Раннее советское фото вовсю экспериментировало – выставка же консервативна, ее хоть как-то вычленяемая концепция – это хронологические рамки. И еще то, что составлена она из культовых лиц: Гумилев, Андрей Белый, Брики, Татьяна Яковлева, Мейерхольд. Обязательный персонаж Маяковский – всегда фактурно брутальный – и только на пожелтевшем домашнем фото Брика неожиданно улыбающийся.

На выставке, конечно, есть Родченко. Но двадцатые годы – это не только строгий красивый конструктивизм. Развивалось и портретное фото – во вполне оригинальной версии Моисея Наппельбаума. Он делал неплохие психологичные портреты, фон которых мазками, по-живописному, обрабатывал, царапая негативы – теперь эффекты доступны всем, кто освоил Photoshop. Но его самый лучших снимок, в котором экспериментов почти нет, – знаменитый медальный профиль Ахматовой. Это на редкость удачный кадр – и он заслужил свою попсовую популярность.

И все же среди выставленных фотографов – лишь один художник: Родченко, затесавшийся в углу скромной экспозицией. Его композиционно совершенные фото выделяются сразу. Другие снимки ценны как документы – кто будет серьезно говорить о фотографическом даре Пришвина? Его живые пейзажные снимки мало отличаются от, например, фотоочерков Пескова и могли бы стать иллюстрацией к книжкам Бианки. И другие выставочные фото – постаревшего худого Блока, манерного Кузьмина – важны не только эстетикой. Они – как часть массивных архивов – напоминают, что музеям не нужны концептуальные инсталляции и внешние эффекты. Музеи работают не для посетителей – они хранят архивы, чтобы культура жила.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1541
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1741
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1849
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4203

Другие новости