0
10723
Газета Культура Интернет-версия

10.08.2007 00:00:00

Музыка перед глазами

Тэги: холланд, кино


холланд, кино Непросто быть спутницей гения.
Кадр из фильма «Копируя Бетховена»

«Копируя Бетховена» – так называется новая лента некогда польского режиссера Агнешки Холланд. В роли Людвига Ван Бетховена снялся блистательный американский актер Эд Харрис. В роли девушки-копииста Анны Хольц – юная немка Дайана Крюгер. История совершенно простая: рождение «Девятой симфонии», в которой юной красавице выпала роль повитухи, принимающей роды гения. Фильм начинается с конца: несется карета, стучат копыта, вьются гривы коней. Место: Австрия, предместье Вены. Время: рассвет, 1824 год. Молодая красивая женщина в карете смотрит в окно и неожиданно начинает слышать музыку. Звучит «Гроссе-фуга» – последнее сочинение Бетховена. Копиист Анна Хольц мчится к кровати умирающего композитора.

– Агнешка, кто твоя героиня?

– Анна Хольц – вымышленный герой. Молодая женщина, изучающая композицию, что было достаточно необычно в то время. Она приглашена для срочной работы, потому что известный переписчик нот герр Шлемер болен и просит его заменить – спешно сделать копию партитуры. Анна даже не знает, кому – кто автор и что за музыка. Бетховен очень неаккуратно записывал, потому всегда нуждался в талантливом копиисте, который способен переписать его сочинение на чистовик. «Чудовище», – говорит о заказчике герр Шлемер. Так Анна Хольц впервые слышит имя Бетховена. И название произведения: «Девятая симфония». Следует помнить, насколько революционной для своего времени была музыкальная конструкция этой симфонии. К тому времени у Бетховена окончательно сложилась репутация: совершенно глухой сумасшедший, утративший всякую связь с музыкой. Юной Анне все равно, каков он, – она приехала в Вену учиться композиции и готова на все, только бы увидеть Мастера, которому она мечтает показать свои ноты┘ И дальше – юная женщина входит в грязный запущенный дом гения и начинает работать.

– Когда Харрис за роялем – видны его руки. Он действительно играет?

– Да, Эд Харрис научился играть на фортепьяно так хорошо, что мог дать концерт. За год до того, как Сидни Киммель дал согласие финансировать картину, мы начали заниматься музыкой, подготовкой к съемкам. И Эд начал играть на фортепьяно. Я не знаю европейских актеров, которые бы стали это делать. А ближе к съемкам – он заиграл немного на скрипке┘ А дирижировал так и вовсе очень хорошо. Я помню, когда я сказала продюсеру, что Эд сделает это лучше всех, тот слушал меня недоверчиво, так как совершенно не понимал, как это может быть: Эд не похож на Бетховена – он худой, лысый, с голубыми глазами. А Бетховен – толстяк с огромной копной волос и темными глазами. Но я знала, что ключевая фраза Бетховена «Я очень трудный человек» – это фраза Эда.

– Откуда пластика Эда?

– Он где-то нашел замечательный рисунок, сделанный одним из друзей Бетховена, где тот изображен на улице в своей классической позе – руки за спиной, и оттуда перенял пластику. Скетчи действительно говорят о нем больше, чем картины. Потому что его никогда не рисовали большие художники, как, например, Шопена, у которого есть портрет работы Делакруа┘

– Как работалось с Дайаной?

– Для меня и Дайаны было очень сложно найти баланс┘ Нам следовало дать жизнь человеку, который никогда не существовал. Более того – создать настоящие отношения человека вымышленного с человеком реальным, выстроить их конфликт и не переиграть. Чтобы не было того, что я называю насилием над правдой жизни. Это было несложно, так как для меня ее характер послужил окном, через которое можно заглянуть в жизнь Бетховена. Мне было легко воплотиться в этой героине. Я видела себя, когда мне было чуть больше 20. Я окончила Пражскую киношколу и встретила Анджея Вайду, который стал моим наставником, мастером, который чему-то меня учил, а где-то отступал, допуская, что что-то я могу знать лучше, чем он. Это оказалось очень личным – работа с образом Анны Хольц и возможность рассматривать Бетховена и его музыку глазами молодой женщины. У нас даже одни инициалы┘

– Это случайно или преднамереннно?

– Совершенно случайно!.. Так было в книге, которую мне принесли. Но это позволило мне сделать характер Анны более личным. И я подумала, что, может, именно благодаря ее юности у Бетховена появилась возможность говорить о музыке, о Боге, что оказалось, с другой стороны, для него самого невольным процессом самопознания. Она помогла нам получить главный урок, который он преподнес ей: «Девятую симфонию» в процессе создания.

– Зачем переписчик герр Шлемер играет «К Элизе»? Чтоб напомнить полуобразованным, кто такой Бетховен?

– Ну, отчасти┘ Это настолько популярная мелодия, что сегодня ее играют мобильники. Но главное – показать, что Шлемер представляет позицию людей, которые ждут от Бетховена тех романтических произведений, которые соответствуют их представлениям о классике. Он не мог принять «Девятую», которая действительно была слишком модерновой для своего времени.

– Бетховен действительно был женоненавистник?

– Так по сценарию┘ Где авторы это нашли в его биографии – не знаю. Я знаю, что у него было много женщин-друзей┘

– В этом фильме у тебя впервые проявлено то, чего я раньше не видела, – гендерность – деление на мужское и женское. Ты здесь впервые поднимаешь проблему женщины-творца. Неужели она для тебя когда-нибудь существовала?

– Да. Я знаю, что это такое – быть женщиной, которую не принимают и не впускают в профессиональный, преимущественно мужской, мир. И знаю это с юности. Когда мне было 15 лет, я хотела быть художником и рисовала все детство. А потом я встретила мальчика, который рисовал как одержимый, даже оставил школу, чтобы не отвлекаться. Сейчас я думаю, что это не так уж хорошо, такое вангоговское энергичное рисование. Я показала ему мои рисунки, и он сказал: «Очень неплохо для женщины». Я почувствовала себя оскорбленной, но чуть позже согласилась: я рисовала без его страсти. Это было неплохо, достаточно оригинально, но не шло из моей души. Я поняла, что не могу быть художником там, где есть человек, готовый умереть за свое искусство. Я спрашивала себя, готова ли я так же, как он, отдаться рисованию? И понимала, что не могу, но кино оказалось тем видом искусства, где каждая часть моей личности смогла найти себе место. Иногда я думаю, что быть женщиной-творцом, способным безраздельно предаться своему произведению, – это безнадежно. Женщине трудно отдаться чему-то одному прежде всего потому, что она по природе своей мать и отдана ребенку. Но то, что я делаю в кино, имеет очень сильную точку зрения женщины. Я думаю, что, если бы я была мужчиной, мои фильмы были бы другими┘

– Хорошо, если твое кино женское, то ты – женщина-мать и Бетховена снимаешь с тем терпением, с которым мать смотрит на капризы своего дитяти. И эта жалость – единственное женское, что я знаю в тебе.

– Жалость – как раз совсем не женское! Это чеховское. Чехову было очень жаль всех своих героев. Хорошо┘ Это НЕ женское кино┘ Это кино, которое сделала женщина.

– После «Бетховена» что ты можешь ответить мальчику твоих 15 лет? Женщина может быть творцом?

– Да. Вопрос для меня снят. Давно. Хотя иногда я думаю: не в плане «может ли женщина», а могу ли я? И я отвечаю: я – могу! Но я не вижу себя как пол┘ Я горжусь этим фильмом, и у меня есть ощущение, что мне удалось сделать нечто, что словами невозможно передать. Потому что ЭТО – больше меня.

 

Кто такая Агнешка Холланд
Агнешка Холланд родилась в Варшаве в 1948 году. Окончила режиссерский факультет Пражской киноакадемии. В 1970-м арестована и посажена в тюрьму в Праге. Освобождена в 1972-м, вернулась в Польшу. Начинала ассистентом режиссера у Кшиштофа Занусси. Автор сценариев ряда лент Анджея Вайды – «Без анестезии», «Любовь в Германии», «Дантон», «Корчак». Дебютировала в режиссуре в 1975-м картиной «Вечер у Абдона». Впоследствии сняла фильмы «Воскресные дети», «Пробные съемки», «Что-то за что-то», «Провинциальные актеры», «Таинственный сад», «Полное затмение», «Вашингтон-сквер», «Третье чудо», «Убитый в самое сердце», «Европа-Европа», «Убить ксендза» и др. После введения военного положения в Польше в 1981 году осталась за границей. Фильм «Горькая жатва» номинировался на «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм» и «Лучший сценарий».

Почти семейная идиллия. Агнешка Холланд с Эдом Харрисом и Дайаной Крюгер.
Фото с сайта www.imdb.com

 

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1880
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
899
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4497
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3490

Другие новости