0
1361
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2008 00:00:00

Арт-хаус все стерпит

Тэги: кино, премьера


В Доме кино прошла премьера питерского режиссера Светланы Проскуриной «Лучшее время года». До этого фильм участвовал в последнем «Кинотавре», а зимой был показан на престижном кинофестивале в Роттердаме в рамках ретроспективы фильмов Проскуриной.

Сценарий написал Иван Вырыпаев, и те, кто хоть чуть-чуть знаком с его творчеством, могут без труда догадаться о его авторстве даже без титров. Почерк знакомый. Демонические страсти – примерно того же порядка, что и в «Эйфории». Любовный равнобедренный треугольник: Катя, Валя и Валя, то есть Валентин. Треугольник раскинул свои равные бедра на сорок лет – сначала 20-летние Катя (Яна Есипович) и Валя (Дана Агишева) сражаются за местного мачо Валентина (Михаил Евланов). Потом 40-летние Катя (Александра Куликова) и Валя (Ирина Евдокимова) живут бок о бок с тем же Евлановым, Катя – в качестве жены, Валя – в качестве любовницы. Когда Валентин, запутавшись в дамах, сводит счеты с жизнью, Катя и Валя остаются жить вдвоем, в одной квартире. И вот 60-летние Катя (Надежда Седых) и Валя (Елена Левинская) ведут совместное житье-бытье, ненавидя, презирая и обожая друг друга.

«Я тебя ненавижу, Катя», – говорит Валя. «Я тебя тоже». Обе женщины бродят по квартире и по берегу моря, вспоминая историю своих отношений с мачо, оказавшимся третьим, неравным бедром треугольника, самым маленьким и даже вопреки законам геометрии вовсе не необходимым. История умопомрачения двух девушек, причиной которого стал не очень симпатичный и непонятно что делающий в жизни юноша, дана лишь для того, чтобы потом был повод покопаться в отношениях двух стареющих женщин.

А отношения эти – типичные отношения двух соседок по коммуналке, легкой пикантности которым придает наличие в анамнезе общего мужчины. Во всем остальном авторы обнаруживают неудержимую страсть к патанатомии. Тусклые изначально персонажи по ходу фильма превращаются в обитателей мертвецкой. Но похоже, сценаристу и режиссеру это нужно лишь для того, чтобы не сильно мешали в них копаться. Живые-то не особо дадут. Да и опаснее с живыми – можно что-то повредить, в чем-то не разобраться. В тех персонажах, что мы видим, разбираться и не надо. Они до такой степени схематичны, что впору переносить их на сцену театра имени Образцова. Но если в «Эйфории» схематичность образов была продуманно утрированной, словно стилизованной под маски древнегреческой трагедии, то в «Лучшем времени года» она загоняет сама в себя слегка наметившиеся было ростки характеров. Авторы захотели сразу всего – и чтобы характеры интересные были, и чтобы нарисовать их можно было по удобным древнегреческим лекалам. Или в духе комедии дель арте.

Чтобы удобнее было путешествовать во времени, авторы избрали ход простой, но в данном случае не выигрышный: каждую героиню играют три актрисы – в 20, в 40 и в 60 лет. Ход простой, потому что позволяет не мучиться проблемой: как скакать по временам и при этом не утомить зрителя, который наверняка будет сначала долго гадать – это сейчас происходит или 20 лет назад? А не выигрышен этот ход потому, что сделан поспешно и нетвердой рукой. «Не раздражайтесь, если увидите, что героиня в 60 лет не похожа на себя в 40, вы за душой следите», – предупредила Светлана Проскурина. Словно знала, что не раздражаться трудно. К тому же когда не похожие сами на себя героини – еще и не профессиональные актрисы, а потому в кадре зажаты и словно все время напуганы. Правда, это относится только к двум дамам, тем, что изображают любовницу Валю в 40 и в 60 лет, – оперная певица Ирина Евдокимова и театральный критик Елена Левинская.

«Ты ничтожество», – говорит одна героиня другой на старости лет. «Да и ты не лучше». Они правы. Вместо запутанной, обжигающей любовной истории – три полуживые куклы, произносящие что-то не очень вразумительное, когда им нажимают на животик. Поэтому так живо смотрится здесь примкнувший к троице персонаж, олицетворяющий тупое превосходство пошлости, – сосед Вася. Вот золотой души человек – герой Евланова выкалывает ему глаз, а тот потом, с повязкой вместо глаза, с ним чаек попивает. Правда, герой отсидел какое-то время в тюрьме, ну так и что – глаз-то от этого не вернулся. И показывают нам такого хряка, не без отвращения показывают, а ты смотришь на него и понимаешь, что он один из всех – самый что ни на есть христианин, способный прощать и забывать. Когда в голове нет ясности и понимания собственного замысла – лучше всего снимать арт-хаус. Он все стерпит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обрабатывающая промышленность сохранила инвестиционный импульс

Обрабатывающая промышленность сохранила инвестиционный импульс

Ольга Соловьева

Без досчета инвестиций от Росстата капвложения предприятий снизились на 0,2%

0
623
Освобожденных от наказания военнослужащих будут контролировать отдельно

Освобожденных от наказания военнослужащих будут контролировать отдельно

Иван Родин

Актуальный законопроект согласовывали в кулуарах Госдумы на протяжении года

0
667
Минобороны РФ: ударом "Орешника" был выведен из строя Львовский авиазавод

Минобороны РФ: ударом "Орешника" был выведен из строя Львовский авиазавод

0
495
Большие выборы 2026 года обезопасят со всех сторон

Большие выборы 2026 года обезопасят со всех сторон

Иван Родин

"Единая Россия" пригласит в международные наблюдатели только борцов с электоральным неоколониализмом

0
673