0
815
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2008 00:00:00

В поисках нового языка

Тэги: искусство, авангард


Авангардист Анатолий Осмоловский победил на премии Кандинского с «Хлебами» – деревянными хлебными краюхами, развешанными в виде иконостаса. Не менее леворадикальный Олег Кулик с проектом о духовности «Верю» стал победителем премии «Инновация-2007». Корабль современного российского искусства стремительно меняет курс. Его новые паруса: религия и патриотизм.

Телекамеры, плазменные экраны, фотовспышки, разряженный бомонд на премиях и презентациях – все это слабо ассоциируется с недавним представлением об актуальном искусстве как о чем-то маргинальном, когда художники режут свиней, лают на прохожих или выкладывают из тел нецензурные слова на Красной площади. Теперь здесь приличные деньги и приличные люди. Точнее, люди те же, но другой уровень респектабельности. Соответственно изменились сами произведения: они стали как минимум патриотичнее и как максимум религиознее.

Сначала, как водится, изменения коснулись политической и экономической сфер. В названия и провластных, и оппозиционных партий стало непременно входить слово «Россия»: единая, справедливая, другая. Им вторили компании: «Русский стандарт», «Русская жизнь», «Русский журнал». «Comedy Club» потеснила «Наша Russia».

Настала очередь contemporary art. «Поп-соцартисты» Дубосарский и Виноградов разродились «Временами года русской живописи» – 24 квадратных метра, густо населенных родными персонажами: от красного коня до трех богатырей, от маршала Жукова до Царевны Лебеди. Питерский арт-фрик Вадим Мамышев-Монро, пройдя череду перевоплощений от Мэрилин до Наполеона, именно за ремейк на народную комедию «Волга-Волга» с собой в главной роли удостоился награды «Медиа-Арт года».

Самый знаменитый московский скандалист Олег Кулик стал ездить в Монголию, отрастил бороду, сменил имидж «человека-собаки» на «буддийского мудреца». В 2006 году он организовал проект «Верю» – о связи духовности и искусства. Анархист Анатолий Осмоловский, известный тем, что выложил из тел соратников неприличное слово на Красной площади, теперь в рамках куликовского проекта создал иконостас в виде деревянных «хлебов». Нынче Осмоловский ездит на русский Север: для изучения тамошних церквей, иконостасов и древних языческих преданий.

Однако не все представители contemporary art устремились за «поправевшими» лидерами. В прошлом году Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева с огромным коллажем «2007», где были представлены все медийные герои: от Путина до Литвиненко, от Лужкова до Каспарова – не вызвали особого ажиотажа. В этой работе не было никакой концепции, кроме «актуальности» представленных персонажей. К художественной ярмарке «Арт-Москва» Врубель с Тимофеевой подготовили «Евангельский проект», в который изначально вложена идея, способная вызвать небольшой скандал: каждое изображение подписано строчкой из Библии. Разумеется, в ироничной интерпретации. К примеру, картинка, где бравый парниша в гопнической кепке держит за руку свою подружку, подписана так: «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Перенесенные на холст фотографии подростков из интерната для умственно отсталых детей или шокирующие кадры иракской войны: все это, мягко выражаясь, не совсем деликатно «прокомментировано» евангельскими изречениями.

Сама идея позаимствована у английской звезды современного искусства Дамиана Херста (группа «Молодые британские художники»), подписавшего инкрустированный бриллиантами череп библейской цитатой: «Ибо это есть любовь к Богу». Наши художники не так откровенны в антирелигиозной направленности. Более того, учитывая российские общественные тенденции, такие провокационные штуки, как «Евангельский проект», ожидает обратный эффект – искреннего интереса к подлинным библейским сюжетам. Так уже было, когда талантливейший художник-марксист Дмитрий Гутов изобразил на экспозиции «Верю» увеличенные стопы Христа с картины Монтеньи: реакция ожидалась, как у Достоевского на полотно «Мертвый Христос» Гольбейна-младшего: «От нее вера скорее может пропасть». Но гигантские стопы с ранами от гвоздей вызывали у посетителей легкий трепет, а сама выставка символически оказывалась под пятой мертвого Христа, словно воскрешение искусства впереди.

Подробности читайте в приложении НГ-Антракт (16 мая)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1680
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4101

Другие новости