0
1584
Газета Культура Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

Алимпиевские загадки

Тэги: выставка, абстракционизм


В свои 35 лет Виктор Алимпиев очень известен. Он – участник Венецианской биеннале (с видео «Ода», сделанным вместе с Марианом Жуниным), «Манифесты» (с видео-«Оленем»), 2-й Московской биеннале современного искусства, громкого проекта Олега Кулика «Верю» (с видео «Мое дыхание», участвовавшим также в недавнем конкурсе современного визуального искусства «Инновация», а теперь – как и предыдущие, выставленным в новой экспозиции)┘ И чего он только не участник. Фонд культуры «Екатерина» совместно с галереей «Риджина» и одной из строительных компаний собрали плоды его 10-летних творческих усилий (1997–2007) и представили их в зарекомендовавшем себя серьезными выставками здании на Большой Лубянке.

Ретроспектива – она и есть. Среди почти четырех десятков работ – уже известные и обсуждавшиеся видео «Несколько подарков Олегу» (1997) из серии «Олег», созданной вместе с Сергеем Вишневским, плюс «Олень» (2002) да «Зарницы» (2004). Также известные живописные серии «Мы здесь! Мы будем здесь!» (2004) или «Битва вдали» (2005). Из недавнего – «Край времени», «Край поля», «Коса» и, конечно, главное – видео «Чей это выдох?».

Алимпиев интригует: отталкиваясь от реальных образов или названий, он доводит их до абстракций, жестов, лирики, графического (на картинах) или временного (в видео) ритма. Ритма красок, ритма дыхания, ритма действий – того, что заставляет некоторых проводить параллели с хореографией, танцем, ритуалом. Четкие дефиниции тех самых изначальных образов и названий в итоге оказываются предельно размытыми, иногда почти неузнаваемыми. Получается лирическая абстракция – на зрительном и смысловом уровне.

Изображение «Косы» при переходе из одного зала в другой или даже от одной стены к соседней может «мутировать» до «Края поля». По большому счету эти серии из нечетких смазанных контуров оказываются чем угодно: флагами, пашней, волнами┘ И многократное повторение намеренно не придает им убедительности. Напротив, еще больше «заглушает» ожидаемый от данных названий визуальный ряд. Живописной абстрактной форме соответствует смысловая абстракция видео. Так под музыку Эрика Сати транслируется «Олень»: два экрана, женщина и мужчина, кто-то бежит сквозь лесную чащу, женщина прижимается к чему-то меховому (неужели это олень?!), мужчина – к витому железу. Общее – жест неопределенной, абстрактной лирики, нежности. С другой стороны, напрашивается мысль об иронии: самого оленя никто не видел, и героиня обнимает опять-таки абстрактный (без головы, без ног) кусок меха – может, шубу┘ Герой прижимается к напоминающему вешалку железу. Хочется, не соответствуя лирическому настроению, «разложить все по полкам» – то есть повесить одежду, где ей должно висеть. Но тогда появится конкретный смысл, а настроение недосказанности пропадет. Смысловая свобода, граничащая с бессмыслицей, впрочем, не пугающаяся и не отрекающаяся от нее, воплощается через вполне понятный прием: нечто повторяется (вот она, идея ритма) много раз, пока не изменит своего смысла, а то и вовсе от него откажется.

Сама идея абстракции связана, по крайней мере отчасти, с замыслами Анатолия Осмоловского (с которым Алимпиев в прошлом делал совместную выставку и который сейчас участвовал в подготовке каталога) относительно возрождения абстрактной живописи. У Алимпиева эта степень абстракции варьируется. Например, видео «Зарницы» сделано вполне понятно: вспышки, грохот и┘ Тот же звук от барабанящих по партам детских пальцев. Затишье трактуется буквально – рука приложена к губам. Однако в другом случае вопрос «Чей это выдох?» ставит в тупик. С одной стороны, казалось бы, очевидностью своего ответа: при зловещей на слух распевке-нераспевке, но при чем-то таком, у разных участников сдает дыхание. С другой, невыносимой почти медитативностью – больше 10 минут с разными людьми повторяется одно и то же. Закольцованное действие (которое лишь возобновляется, но ни к чему не ведет) подается с теми самыми выдохами, крупными планами лиц и рук, прикосновениями┘ В общем, в этом случае смысловая неопределенность распадается на разные подтексты.

Дыхание, прикосновение, жест, звук, упомянутое уже закольцованное действие – те элементы, с которыми работает Виктор Алимпиев. Повтор элементов и кадров может нивелировать изначальный смысл, но привнести новый. Впрочем, может этого и не сделать┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1461
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости