0
881
Газета Культура Интернет-версия

19.06.2008 00:00:00

"Золотая карта России" вновь не блеснула

Тэги: музей, выставка, живопись, челябинск


В Лаврушинском переулке проходит очередная выставка из проекта «Золотая карта России». Показывают русскую живопись XVIII – первой трети XX века из собрания Челябинского музея искусств. Челябинской области исполняется 75 лет, и для нее такой выход на столичную художественную площадку, конечно, важен. Но для Третьяковки выставку удачной не назовешь – как и предыдущий, иркутский проект, этот вновь не блеснул.

Хотя Челябинский музей числится старейшим на Южном Урале, он довольно молодой – образовался в 1940-м. В его основе – картины с передвижной выставки 1935–1936 годов «Урало-Кузбасс в живописи» (в 1936–1939-м ставшей «Южным Уралом в живописи»). Фонды, как это было принято, формировались в том числе и произведениями, перенаправленными из Русского музея, Третьяковской галереи, Исторического музея┘ Соответственно закваска советская (а не частная коллекция купца такого-то, как бывало в случае музеев постарше). Уже на нее накладывалось классическое искусство – то, что удавалось получить из других музеев.

Казалось бы, более органичное для времени сложения музея советское искусство эта выставка не показывает (тогда это был бы уже другой проект: и, кстати, челябинского Дейнеку, возможно, привезут на готовящуюся юбилейную выставку художника в Москве). А то, что показывает – производит┘ вернее, не очень производит впечатление.

Может, дело в развеске. Относительно зала XVIII – первой половины XIX века вопросов нет: от самого раннего из всего представленного, парсуны «Благоверный князь Александр Невский» (не ранее 1724), от парного миниатюрного автопортрета Дмитрия Левицкого с женой (единственного в своем роде автопортрета этого «певца» смолянок) до Тропинина и Венецианова. А вот дальше хронологический принцип компоновки сыграл против художественных качеств. В главном, втором, зале на центральном месте встречают посетителя «Портрет баронессы Софьи Николаевны фон Гольштейн» Ивана Макарова (единственная на нынешней выставке работа, переданная некогда Челябинску Третьяковкой); пейзажи Шишкина и Айвазовского. У последнего – редкий, как назвал его директор Челябинского музея Станислав Ткаченко, «континентальный», а не морской пейзаж. Скажем прямо, временное перемещение с моря на сушу прошло не блестяще: кукольного вида пастухи стоят меж овец-«близнецов», при взгляде на которых навязчиво преследует мысль о матрице.

Встречают, значит, Шишкин с Айвазовским. Оно, конечно, хорошо – всем известные художники. Но зачем уж так навязчиво и прямо «на обложку» – ход из каких-то прошедших времен с их же пристрастиями. Хотелось бы более изощренного поворота событий – то есть развески картин.

Вещи интереснее и качественнее – например, замечательную «Купальщицу» Николая Фешина, почти переливающуюся светлыми пастельными оттенками, – не сразу и заметишь. При том, что это такой художник и такая работа, которой можно гордиться. А, например, натюрморты Николая Кузнецова, учившегося у Матисса, но унаследовавшего уроки фовиста в несколько аляповатой манере, занимают позицию гораздо выгоднее.

Отдельная часть выставки (та, где на «Золотой карте» всегда располагается авангард) отведена для работ Николая Русакова (1888–1941), уроженца Челябинского уезда и одного из главных местных живописцев довоенного времени (ему Челябинск обязан собственным отделением Союза художников). Ученик Фешина и Коровина, вдохновлявшийся Гогеном, он путешествовал по восточным странам. Путешествия эти «переплавил» в цветные портреты и жанровые сценки. Одна из самых, пожалуй, колоритных называется «Восточный диспут»: три персонажа в тюрбанах, а между ними газета «Правда». Причудливый советский налет на этнической картинке.

Самые «радикальные» вещи выставки – «Художник Татлин и бандура (Кубизм. Музыкальные инструменты)» Веры Пестель и «Портрет Николая Русакова» (того самого художника) Родченко. Первая работа предлагает увлекательную головоломку по поиску десяти отличий между Татлиным и бандурой; вторая рассыпается зелеными, желтыми и красными «осколками», из которых в конце концов возникает лицо.

Конечно, формировавшемуся достаточно поздно музею трудно собрать выдающуюся коллекцию классического искусства – тем более что создавался он, как мы помним, под совсем другую идеологию. Но все же если получили хотя бы каких-нибудь Крамского и Перова, Левитана (пусть этюд) и Поленова, Родченко – это удача. А если получили Фешина и редкого Левицкого – удача вдвойне. Правда, за всю экспозицию они все-таки ответить не могут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1042
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2905
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1630
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1998

Другие новости