Как всегда, на «Киношок» приехали представители бывших союзных республик, в том числе и Грузии, хотя грузинская делегация не в пример предыдущим фестивалям выглядела заметно поредевшей, а Резо Габриадзе, который должен был возглавить жюри конкурса полнометражных фильмов, в последний момент отказался, и его в срочном порядке пришлось заменить Андреем Битовым, однажды уже выступавшим в этой почетной роли.
При том, что на «Киношоке» в последние годы проводится несколько конкурсов картин «короткого метра», его визитной карточкой по-прежнему остается полнометражный конкурс, в котором участвовало двенадцать лент, представлявших национальные кинематографии стран, расположенных на постсоветском пространстве. Надо сказать, основной конкурс нынешнего фестиваля оставил довольно скучное впечатление: большинство картин отличалось обыденностью киноязыка и смысловым отсутствием, так что о каких-то открытиях, способных поразить воображение, не может быть и речи.
Из четырех российских конкурсных картин заслуживает внимания разве что «Представление» (Россия – Германия) документалиста Сергея Лозницы, который, как и в «Блокаде», смонтировал фрагменты хроники на сей раз трудовых будней и праздников счастливых строителей коммунизма из пропагандистских киножурналов 50-х – 60-х годов, и не прибегая к комментариям, таким образом создал жутковатый образ полузабытой советской эпохи. Мелодраму Татьяны Фирсовой под названием «Кипяток», где, разумеется, кипят страсти, можно порекомендовать неистовым поклонницам телесериалов, которые наверняка примут близко к сердцу безумную любовь замужней героини к инфантильному юноше и по достоинству оценят ее жертвенность. Однако картина не осталась без награды: приз имени Княжинского за операторскую работу жюри присудило снявшему «Кипяток» Виктору Шестоперову. Владимир Зайкин попытался снять пародию на фильмы о маньяках - «Пятница. 12», но получилось совсем не смешно. Тем не менее все это не помешало приехавшим в Анапу представителям гильдии киноведов и кинокритиков присудить картине своего «Слона» – решительно невозможно объяснить столь странный выбор. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Марина Блейк, сыгравшая в вялотекущей мелодраме Анны Чернаковой «Сезон туманов» (Россия – Великобритания) русскую парикмахершу, живущую в английской провинции. Хотя, думается, справедливее было бы отметить литовскую актрису Габию Рюскувене из «Коллекционерши» Кристины Буожюте, блестяще сыгравшую роль психологически сложной, глубоко чувствующей, рефлектирующей молодой женщины – такие героини сейчас на экране большая редкость. Утешает только то, что этот прихотливый фильм жюри все же заметило и присудило Кристине приз как лучшему режиссеру.
Надо сказать, что на общем невыразительном фоне конкурсное кино стран Балтии выгодно отличалось кинематографической культурой, профессиональным уровнем и вниманием к современной жизни. Недаром главный приз фестиваля «Золотая лоза» отправился в Эстонию. Картина режиссера Вейко Ыунпуу «Осенний бал», отмеченная этой наградой, – добротное европейское кино, посвященное внутренним проблемам современного человека, пытающегося найти почву под ногами в безликом урбанизированном мире, где всем не до кого и все одиноки. Шестеро персонажей «Бала», живущие в спальном районе Таллина, как бы банально это ни звучало, хотят быть счастливыми. Режиссеру надо отдать должное еще и за то, что истории своих персонажей он сумел рассказать без трагической интонации и минорного настроения, но с юмором, что дорогого стоит. А вот приз за лучшую мужскую роль можно было бы присудить хорошо известному нашему зрителю Любомирасу Лауцявичусу, сыгравшему молчаливого охотника в фильме «Фогельфрай» (Латвия). Эту ленту снимало четверо режиссеров, она и распадается на четыре новеллы, хотя по замыслу речь должна была идти о разных возрастах одного и того же персонажа, но в итоге картина получилась невнятной, однако последний сюжет с участием Лауцявичуса действительно хорош. Или Андрею Кузичеву из «Райских птиц» Романа Балаяна (Украина). Но приз достался Сергею Романюку, представшему в «Райских птицах» в образе зловещего чиновника из органов, истязающего героя Кузичева и в конце концов доведшего его до психушки. Тоже странно: у Романюка роль второго, если не третьего, плана и отмечать актера наградой не было никакого резона.
Приз за лучший сценарий получил Эрнест Абдыжапаров (фильм «Свежая прохлада», Кыргыстан – Казахстан). Из этой картины становится известно, что в Кыргыстане еще жив обычай похищения невест. Ничего нового не открывает и конкурсная казахская лента «Вдвоем с отцом» режиссера Данияра Саламата. Примитивно снятая, она оставляет тягостное впечатление. То же самое можно сказать и о азербайджанской ленте «Крепость» (режиссер Шамиль Наджафзаде, и о грузинской «Сваны», посвященной событиям, связанным древнейшей кавказской традицией кровной мести. Правда, последней жюри присудило спецприз – за обращение к теме «Не убий!».