0
1101
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2009 00:00:00

Комедия и драмы "Драамы"

Юлия Клейман

Об авторе: Юлия Клейман, Тарту - Санкт-Петербург

Тэги: театр, фестиваль, тарту


В Тарту собрали зрителей и критиков одновременно два фестиваля под общим названием «Драама»: фестиваль эстонских спектаклей (по одному от каждого театра) и фестиваль современной драматургии прибалтийских стран. У фестивалей нет экспертного совета, поэтому программа была очень неровной: чем богаты, тем и рады. Дала себя знать и особенность восприятия эстонских зрителей (как редко критикам приходится об этом задумываться!), способных несколько часов кряду слушать потоки никак не прожитого актерами текста на самые разные темы.

Главным стал специальный гость – «Звуки тишины» латышского режиссера Алвиса Херманиса, уже побывавший в Москве спектакль без слов, целиком построенный на мелодиях П.Саймона и А.Гарфункеля. Цепь ярких фантазий на тему конца 60-х вызывала ностальгию даже у тех, кто знает об этом времени лишь по фильмам и родительским фотографиям. Режиссер одел четырнадцать красивых и пластичных актеров и актрис по кажущейся жутко нелепой моде того времени: ультра-мини, брюки-клеш, толстые оправы очков, невероятные шевелюры. Но парадоксальным образом их красоту это накладное уродство только подчеркнуло. Юные герои спектакля умели слышать звуки тишины: музыка звучала для них из книг, которые они прикладывали к ушам и трогательно передавали друг другу – так поэтически режиссер рассказывал о времени, которое теперь любят вспоминать, лишь как эпоху «когда и у стен были уши». Херманис увидел в поколении бунтарей прежде всего захлестывающую их энергию творчества, способную создать целый мир из чего угодно – хоть из стеклянной банки. От элегантной женской прически (стеклянная банка, на которую накручиваются волосы) до аппарата для курения травы (банка с молоком и с трубкой), от тренажера первых поцелуев (та же стеклянная банка) до художественных образов (цветные колготки, натянутые на банку, захватывают фотографа больше, чем расставшиеся с ними девушки – парафраз антониониевского «Блоу-Ап», снятого как раз в 1966). Не случайно в потоке черно-белых слайдов, которые смотрели герои, надолго застревало лицо молодой Мары Кимеле – знаменитого латышского режиссера и педагога, которую Херманис называет своим главным учителем в профессии – ее творческое становление началось именно тогда.

Рифмой «Звукам тишины» стал привезенный из Литвы спектакль «Декалог» (театр «Утопия», Вильнюс, режиссеры – А.Люга и Г.Варнас). Созданный на основе студенческих этюдов (театр «Утопия» вырос из вчерашнего актерского курса Г.Варнаса) спектакль продемонстрировал, что смысл и красота бытия могут скрываться там, где не только обычные слова ничего не значат, но и десять заповедей утратили свое значение. Бомж, собирающий вместе с племянницей бутылки и совершающий попытку ее изнасиловать; обкурившаяся шпана, избивающая бродягу; девушка – наркодилер. Истории людей, утративших ориентиры, разыгрывались молодыми актерами жестко и били наотмашь точно придуманными деталями: когда девушка-тусовщица заявляла своему бойфренду, что у нее появилась возможность включиться в бизнес по угону машин в Германии, он с укором отвечал ей, что ведь она же не знает немецкий!

Среди историй о насилии, лжи и воровстве как норме жизни, лейтмотивом была сцена «театра в театре» – комическая попытка некоего псевдо-Режиссера поставить сцену Меркуцио и Тибальда – «по Някрошюсу, нет, теперь по Брехту». Двое Актеров в черных трико снова и снова бегали по сцене, дрались, ходили на руках, завывали – все безуспешно: становилось очевидно, что героям «Декалога» Шекспир и вся остальная культура понятна и интересна не больше, чем бивни мамонта. Но тем пронзительней на этом фоне безликих – подвижных внешне и пустых внутренне – молодых людей, будто скользивших по темному планшету сцены, звучали истории двух маленьких девочек, словно видевших звезды где-то там, за задником с висящими тряпками и за авансценой с батареей стеклотары. Отвергнутая девочка из детдома (в исполнении тонкой, почти прозрачной белокурой актрисы) сворачивала шею и «хоронила» в картонной коробке свою куклу, чтобы та стала ее ангелом, а маленькая бомжиха в огромных мужских ботинках покупала на отложенные на щенка деньги конфеты и пыталась поймать на них удочкой ангела.

Впрочем, образные, стремившиеся не разъяснять, а высекать из слов и действий некий скрытый, не поверхностный смысл, спектакли были и в национальной эстонской программе (парадоксально, но они были оценены местной публикой значительно в меньшей степени, чем затянутые спектакли-рассуждения). Неожиданно «небо в алмазах» стало декорацией эстонского спектакля «Ехал пьяный на поезде» (театр Раквере, режиссер – Т.Сууман) – поэтическую интерпретацию получила поэма В.Ерофеева «Москва – Петушки». На фоне мерцающей звездами черноты немолодой актер с крупными чертами лица в элегантном сером костюме брел по засыпанному песком небольшому планшету сцены, сжимая руками заветный портфель и с почти религиозным волнением размышляя об ассортименте советских магазинов, и за его словами отчетливо проглядывало томление по чему-то очень важному.

В этом метафизическом – вне времени, вне географии – пространстве со скелетами деревьев, покрытыми паутиной, реальность ангелов не вызывала сомнений. Босые существа в черных пальто с прилепленными к ним перышками сочувственно следили за Веничкой, разговаривали с ним и перевоплощались в его собеседников. Ангелы ли, демоны ли, нежно благословляя распитие «столичной» и «кубанской», они погружали героя (тонкая, глубокая работа актера Эрика Рууса) в тот самый неведомый мир, который В.Пелевин когда-то назвал «Икстлан – Петушки».

Порадовал критиков и оставил почти равнодушными местную публику эстонский спектакль «Господин и госпожа Расчет» (театр «Угала», Вильянди). Нехитрая история студента, пытающегося продажей сковородок раздобыть денег для продолжения учебы, и лишенной личного счастья продавщицы, превратились в череду замечательных комических зарисовок. Чего стоит момент, когда, не зная, как успокоить подругу и одновременно ее младенца, продавщица одной рукой поглаживает голову женщины, а другой – купол коляски! Портретная галерея клиентов незадачливого коммивояжера и мужчин по объявлениям неудачливой невесты удивляла точностью актерских наблюдений и способностью каждого из актеров сыграть, лишь поменяв парики, абсолютно разных, гомерически смешных (тартуссцы, впрочем, почти не смеялись), персонажей. Несмотря на небольшую удаленность друг от друга, чувство юмора жителей городов Вильянди и Тарту оказалось совершенным разным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
335
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
278
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
263
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
291

Другие новости