0
962
Газета Культура Интернет-версия

21.12.2009 00:00:00

Игорь Яцко: "Театр надо защитить"

Полина Богданова

Об авторе: Интервью подготовила Полина Богданова

Тэги: театр


-Вы главный режиссер театра «Школа драматического искусства» после ухода Васильева. Сложно ли вам без мастера?

- Когда три года назад из театра ушел Васильев, мы восприняли это как кораблекрушение. Тогда реально встал вопрос о существовании такого экспериментального театра, как «Школа драматического искусства». Ведь Васильев заложил в этот театр очень серьезную программу. Театр не был репертуарным, как прочие. Репертуар в «Школе» возникал в результате экспериментов, исследовательской работы, очень углубленной и продолжительной. Мы привыкли к этому, и этот стиль деятельности театра после ухода Васильева надо было сохранить.

Уходя, Васильев сказал нам: делайте спектакли. Театр надо защитить. Театр от вымирания будет защищен спектаклями. Я очень внимательно к этому отнесся. Я услышал этот как завет.

И вот после ухода Васильева в нашем театре появилось много режиссеров, его учеников. У каждого возникла своя творческая лаборатория. Лаборатория И.Лысова, лаборатория Б.Юхананова. Лаборатория В.Берзина. Лаборатория К.Мишина. Лаборатория А.Огарева. Есть также лаборатория Д.Крымова, который не является учеником Васильева, но Васильев в свое время пригласил его в наш театр. За счет множества лабораторий у нас возникло большое поле экспериментов.

Через некоторое время на лабораторные показы мы стали приглашать публику. Открывать двери театра. Таким образом, возникла разнообразная репертуарная афиша театра. Режиссеры работают по-разному. Огарев видит себя как постановщик. Для него важное создание спектакля. Мне больше нравится медленно, постепенно, долго работать в лаборатории. Заниматься познанием и открывать даже не сам результат, а возможность результата. Для меня спектакль - это продолжение лабораторного поиска. И для меня работа над спектаклем не заканчивается премьерой и прокатом.

Наш театр можно уподобить дереву, у которого есть ствол, корни и ветки. Важно, что эти ветки растут не сами по себе. А из этого ствола, из этих корней. Свою ответственность перед театром, перед Васильевым, перед прошлым этого театра, перед его будущим я вижу в том, чтобы это дерево было цельное. Многообразное, но цельное. Задачу театра на нынешнем его этапе я вижу в том, чтобы разным режиссерам найти путь к объединению, к единой программе. Не могу сказать, что эта программа нами уже найдена. Мы находимся в процессе поиска.

- Как вы выбираете драматургический материал для своих спектаклей? Ведь и пьеса М.Цветаевой «Каменный ангел» и пьеса О.Уайльда «Саломея» - это особый материал. Такое не ставят в обычных театрах?

- Когда-то с Васильевым мы занимались Уайльдом. У нас был швейцарский стаж по «Саломее». Мы ездили в Швейцарию, показывали там свою учебную работу. На этой работе мы многому научились. Так что все это тоже – от Васильева. В последние годы я вел параллельные лабораторные занятия по Цветаевой и по Уайльду.

- В «Каменном ангеле» актерская игра была чище по стилю, ведь там были заняты молодые актеры, которые составляли последнюю лабораторию Васильева. В «Саломее» я увидела новых исполнителей. Как вы решились пригласить новых людей в театр, который требует особого умения и вкуса к игре?

- В «Каменном ангеле» тоже была сборная команда. Там были заняты Людмила Дребнева, Гузель Ширяева – актрисы Васильева старшего поколения. Затем молодые актеры васильевской лаборатории. И совершенно новый человек на роль Авроры - Маша Викторова. – из театра Киноактера. В «Саломею» я пригласил совсем новых людей. Они не прошли школу Васильева, это верно. Но у них есть другие достоинства. Они стали членами коллектива нашего театра, на которых я могу опереться в человеческом плане. Чтобы исполнять эти роли в «Саломее», нужно иметь в характере жертвенность.

- Практически все ваши спектакли разрабатывают религиозные, христианские темы...

-Это тоже связано с теми опытами, которые мы делали с Васильевым. Это опыты мистериальные. Мистериальный опыт всегда был связан с христианской философией и мифологией. У нас были опыты, которые связаны с античной мифологией или с соединением античности и христианства. Нынешняя философия театра проистекает из того вечного вопроса, который когда-то поразил нас, когда мы занимались «Фьоренцей» Томаса Манна. Это вопрос о взаимоотношениях духа и красоты. Совместимы ли они или нет? Может ли художник служить не красоте, а чему-то другому? Что происходит с театром, если он стремится к одухотворению и отходит от своей светской принадлежности? Какой театр был в начале - духовный или развлекательный, светский?

-Ваш последний опыт – опять актерский. Вы сыграли главную роль в спектакле Бориса Юхананова «Фауст»? Вы все-таки ощущаете потребность в актерской работе?

- Когда Васильев уехал, я подумал, что же мне теперь поставить крест на себе как на театральном актере? Я сказал, - нет, я не хочу. В последнее время у меня возник интерес к профессии киноартиста. Но я отношусь к этому легко. В кино у меня нет таких ролей, о которых я могу говорить столь же серьезно, как о своих ролях в театре. В кино у меня не было режиссеров такого уровня как Васильев. Но что же мне делать теперь в театре? В своих спектаклях я не играю. Поэтому я с большим интересом отнесся к предложению Бориса Юхананова сыграть в его спектакле Фауста. Я предложил создать лабораторию игровых структур. И возникла группа. В нее вошли актеры нашего театра, театра Киноактера, другие. В этой группе я стал читать «Фауста». Эта лаборатория позволила продвинуться в чтении «Фауста» довольно далеко. А Борис воплощал свой взгляд на «Фауста», он работал, конечно, и как режиссер и как постановщик, занимаясь формой. Нам удалось найти общий знаменатель. Он заключался в том, что Борис держит спектакль в той форме, которую он сделал с художником Юрием Хариковым. А вот наполнение этой формы, саму разработку мы поменяли. Эксперимент заключался в том, возможно ли это вообще сделать. Новое содержание влить в старые меха? Нам пришлось много пройти, прежде чем добиться результата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1325
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
941
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1099
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1112

Другие новости