0
1287
Газета Культура Интернет-версия

12.10.2010 00:00:00

Искусство в производственных масштабах

Тэги: екатеринбург, выставка, искусство, индустрия


Месяц - с 9 сентября по 10 октября - в Екатеринбурге проходили события Первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Название проекта («Ударники мобильных образов») отсылает к эпохе пятилеток – ударный труд, курс на индустриализацию. Казалось бы, несовместимые вещи: искусство и производство, творческий и механический труд. Однако, по мнению кураторов биеннале, их можно связать между собой да так, что вместе они смогут «поднять» регион, как в 30-е годы это сделала промышленность.

Большинство проектов биеннале проходят на территориях крупных уральских предприятий – западная традиция превращать пустующие цехи в культурные центры приживается и в России (московские галереи «Винзавод» и «Artplay на Яузе» тому подтверждение). Уральский же проект отличает то, что выставки проходят также на действующих заводах – таким образом, в него оказываются вовлечены и их сотрудники.

Основной проект занимает огромную площадь бывшей типографии «Уральский рабочий». Здесь разместилась большая часть произведений – в основном фото-, аудио- и видеоинсталляции, отражающие реалии современной жизни. Что характерно для contemporary art, на выставке много выпадов в сторону капитализма со всеми его «прелестями». В частности, инсталляция Линь Илиня «Результат множества вещей» – кирпичная стена, с торчащими из нее денежными купюрами и пробоиной в виде человеческого силуэта. Или ролик Ольги Чернышевой «Репетиции», в котором работники крупных фирм («Крошка-картошка», «Техносила», «Паркет-холл») поют корпоративные гимны: на записи воспевание «союза картошки и труда» и других навязанных идеалов выглядит неловко, смешно и почти унизительно. Здесь же и размышления о современном искусстве: видеоперфоманс Джимми Дурама «Разгром», в котором художник-бюрократ за деньги уничтожает принесенные посетителями предметы – сегодня творческий процесс чаще сводится к разрушению, а не созиданию, считает автор. Из-за большого количества произведений и множества затрагиваемых тем временами появляется ощущение «расфокусированности»: стараясь успеть поразмыслить над каждым, постепенно теряешься – на все попросту не хватает внимания. Искусство здесь представлено действительно в промышленных масштабах.

На действующем заводе «Уралмаш» искусство и производство, пожалуй, связаны между собой наиболее тесно. Экскурсия начинается с прогулки по цеху, в котором шкафчики для инструментов раскрашены копиями картин русских пейзажистов. Стоит отметить, что Геннадий Власов, заводской художник-оформитель, провел эту работу не для биеннале, идея «проросла» самостоятельно, внутри предприятия, но отлично вписалась в проект. Одна из наиболее ярких работ на этой площадке – инсталляция Глеба Ершова и Станислава Савицкого «Освобождение труда», посвященная эпохе 90-х: в основу легли истории людей, переживших перестройку, их автобиографические рассказы и личная оценка того времени, сопровожденные фотографиями.

Татьяна Ахметгалиева представила свою инсталляцию «Клото» на Свердловском камвольном комбинате: вышитые на прозрачной ткани портреты прядильщиц, соединенные между собой шерстяными нитями. Что касается спецпроекта на Верх-Исетском заводе (также работающее предприятие), то здесь больше впечатляет скорее атмосфера производственного городка, чем представленные произведения. В большинстве своем это светоинсталляции, которые выглядят эффектно лишь ночью – например, «Молния» Екатерины Пугач и «Тетрис» Алексея Демина, располагающиеся на башнях завода.

Первая биеннале – пожалуй, и первая попытка представить искусство именно как индустрию. Если творчество и производство действительно смогут ужиться друг с другом, биеннале станет для Екатеринбурга традиционной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1732
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1544
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1762
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1473

Другие новости