0
1056
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2010 00:00:00

Когда заживем по-новому?

Александр Бакши

Об авторе: Александр Моисеевич Бакши - композитор.

Тэги: театр


Слова «от редакции» обыкновенно предваряют чье-то авторское высказывание, когда важно подчеркнуть: мнение автора не обязательно совпадает с точкой зрения редакции, то есть – не совпадает совсем. В данном случае нам показалось важным объясниться вот почему: в журналисткой среде не принято отвечать коллегам из других изданий, и в общем мы следуем этим неписаным правилам. А в данном случае решили предоставить слово известному композитору, в принятых понятиях – авангардисту, автору музыки ко многим спектаклям Валерия Фокина, к спектаклям Камы Гинкаса и Кристофа Марталера. Потому что тема – важная. В пятницу выходит очередной номер журнала «Станиславский», который выпускает «Независимая газета», тема которого – смена поколений. Если бы статью Александра Бакши мы получили раньше – поставили бы в номер. Смена поколений происходит по-разному. В данном случае Александр Бакши откликается на слова журналиста, ждущего, «когда же природа совершит положенную ей работу». Но одно дело, когда это мнение, жестокое и на наш взгляд, высказывает журналист, эксперт, другое, когда тот же журналист по совместительству – арт-директор театрального фестиваля и заместитель художественного руководителя одного из московских театров. И тогда это уже не только борьба за качество театра, но также, получается, и за территорию. В остальном как всегда – мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

«НГ»

Признаться, театральные рецензии и обзоры читать не люблю. Да почти никогда и не читаю – слишком хорошо известны пристрастия и вкусы пишущих критиков. И потому содержание очередной рецензии бывает ясно задолго до выхода номера газеты. А иногда даже и до премьеры спектакля. А вот тут взял да и прочитал обзор Романа Должанского «Итоги театрального года». И зря – в результате бессонная ночь и таблетки от повышенного давления┘

Взволновал меня Должанский и даже шокировал. Конечно же, не своими оценками. Ну, не нравится критику скучать на спектакле Стуруа, а на спектакле Гочева – нравится. Что ж, каждый волен выбирать в каком зале подремать.

Собственно поразила только одна мысль: «Почему все-таки талантливые и полные сил люди вынуждены жаться бедными родственниками по закуткам, а сиятельные и заслуженные, но давно уже бессильные театральные «генералы» заставляют всех окружающих постыдно ждать, когда же природа совершит положенную ей работу». И в самом деле – почему? Вот ведь уехал из России сиятельный режиссер Анатолий Васильев, а расцвет театра не наступил. Так ведь другие остались! Надо бы выгнать и остальных – уставших Гинкаса с Яновской, Фоменко и Фокина, а заодно уж и Захарова, и Додина. И про Любимова не забыть! Тогда и заживем по-новому┘

Вот же хороший пример перед глазами. В конце 80-х годов разом уехали из страны композиторы – Шнитке, Губайдуллина, Канчели, Пярт, Щедрин. А вслед за ними – целое поколение более молодых – Корндорф, Смирнов, Фирсова, Шуть, Раскатов┘ Список далеко не полный. Вот тут – по логике Должанского – и должен бы наступить расцвет. Еще бы – места на олимпе освободились. Занимай, не ленись! Однако много ли новых композиторских имен вы вспомните? Ну, хотя бы первую десятку. Нет? А пятерку? Ну, хоть одно┘

Произошла катастрофа – в стране исчезло целое направление искусства. И этого никто как бы и не заметил. Современной музыки как общественного явления в России больше нет. Композиторы есть, только живут они в вакууме – дышать нечем. Недавно ушел из жизни любимый ученик Шостаковича – Борис Тищенко. Автор гениальной 3-й симфонии и потрясающего балета «Ярославна». Надо бы объявить в стране траур. Да не до того┘

Неужели критик жаждет и для театра такой судьбы? Не верю – он же и сам верного куска хлеба лишится.

Мысль Романа Должанского поразила не новизной, а как раз своей привычностью для России. Старшее поколение здесь всегда мешает развиваться молодым. Мы, конечно, добились определенных успехов – продолжительность жизни у нас намного меньше, чем в Европе. Но денег на пенсии все равно не хватает. И квадратных метров жилья – тоже. Недорабатываем! Живите быстрей, господа, не задерживайтесь!

О, эта извечная нелюбовь русского человека к старикам – родителям, бабушкам и дедушкам. Повторяется из века в век. И хоть обманывают нас мечты о лучшей жизни без старших постоянно, а все ж своей веры держимся крепко.

Помните, как молодые реформаторы мечтали в 90-е, что вот вымрут старые коммуняки-ветераны и придут им на смену молодые и просвещенные. Ветераны вымирают исправно. Только вместо молодых и просвещенных пришли «цапки». Странно – опять что-то не срослось┘

Неужели же не ясно критику, что нелюбовь к старикам – синоним нелюбви к мудрости и выдает нежелание учиться на опыте и ошибках старших? Не оттого ли Россия постоянно повторяет один и тот же круг! Неужели неясно ему, что искусство отличается от армии – здесь никто не может занять чужого места. Каждый занимает свое. Или Должанский не понимает, что вокруг любого крупного режиссера, актера, художника образуется силовое поле притяжения–отталкивания. И чем больше таких полей, тем плодотворнее творческая среда.

Театр – единственное место в России, где молодые и талантливые люди могут сделать головокружительную карьеру. Поставил начинающий режиссер в закутке хороший спектакль, и набежали туда критики, которых не заманишь в иные академические театры. А вслед за ними потянулись в закуток крупные режиссеры, актеры, художники┘ И пошли приглашения на лучшие сцены страны. И вот уже через несколько лет перед нами не робкий дебютант, а сиятельный генерал и деятель┘

Ну, не может Должанский об этом не знать. Поминает же в своей статье Серебренникова и Чернякова. Никакие генералы им не помеха – сами с усами.

Не верю, что московский интеллектуал не понимает таких простых вещей. Что написал в статье не просто гнусность, но и глупость. Он часто бывает в Европе и считается крупным знатоком немецкого и французского театров. Думаю, насмотрелся на фестивалях в юбилейный год чеховских спектаклей и устал. Не только же режиссеры уставать могут! Вот и потянуло несчастного на монологи в духе лакея Яши из «Вишневого сада», который вывез из Парижа страстную любовь к тамошней кухне и ненависть к собственной матери.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1837
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1463
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1631
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1466

Другие новости