0
1377
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2011 00:00:00

Парк прим

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская, Санкт-Петербург

Тэги: мариинский театр, балет, премьеры


«Парк» Анжелена Прельжокажа как постановка известная и беспроигрышная открывал фестиваль и запланирован к показу трижды – с разными главными исполнителями. Балету еще нет и двух десятков лет, так что можно считать его почти новинкой. Авангардист и провокатор Прельжокаж сочинил, правда, вполне французский спектакль, от буквальных отсылок к версальской парковой размеренности до регламента отношений персонажей. В «Парке» все пристойно – но к финалу все же возникает неловкость ощущения подглядывания в замочную скважину. И это, пожалуй, на совести исполнителей. Балет поставлен не как любовные откровения, которые обожают разыгрывать российские примы, а как шахматная партия – в заданной версальской традиции. Но шахматы – страсть иного рода, не слишком привычная для игровой актерской традиции.

«Парк» ставился, прежде всего, ради Дианы Вишневой. В Петербурге она исполняла финальный дуэт из балета с Владимиром Малаховым – и он остался не достигнутой сейчас в спектакле планкой. Еще и потому, что дуэт оказывался вне контекста и подчинялся исполнительской трактовке. А «Парк»-спектакль размеренное, разлинеенное существо, здесь нет русских «темных аллей», которые Вишневой, безусловно, ближе: в ее характере – безоглядность, все и сразу, шах и мат. Хотя спектакль, казалось бы, именно в этой разыгрываемой шахматной партии, когда завоевать королеву равно выиграть партию. Парк – «топиарная» форма любви, любовь-игра и этикет. Не предполагающий страстей навзрыд, отчаяния и заламывания рук. Но требующий обучения – не как Джульетта, которая из девочки вырастает в женщину, здесь история женщины, знающей правила игры. И воспитанность чувств, когда с любовником на «вы». Партнер Вишневой Константин Зверев, при артистической и темпераментной неподвижности и старанием не сбиться в движениях был выразителен по знаменитому эффекту «фоновой» выразительности (когда лицо актера, смонтированное в кадре с тарелкой супа или могильным камнем, выражает разные чувства).

В актерском плане «Парк» – как Баланчин после драмбалета, здесь надо не «ролю играть», а просто плыть по музыкальной волне. Буквально. Моцарт – светлый и завораживающий, но никак не иллюстративный. Потому завораживающе медитативное перетекание героини перед главным дуэтом на руках у четверки садовников удалось более точно (хотя у Вишневой ну очень напоминало ее Манон – совершенно иного характера сцену и роль), чем собственно кульминационный дуэт с поцелуем, где выработанный рефлекс: дуэт – значит любовь до гроба, оказался не вполне уместен. Финальный полет – он начинается не в дуэте, то есть дело не в этом конкретном любовнике, а в готовности к любви. И неважно, что российские императорские сады строили по образцам версальским – здесь другие страсти, и в «Парке» Прельжокажа они инородны. Неравномерность обернулась затянутостью действа. Нет атмосферы – все что-то изображают. Артистам было удобнее разыграть обиду на «продинамившую» кокетку – с манерой почти Гурна из «Сильфиды». И от этой «оживленности» расплывается четкость, математический каркас. И оттого наиболее органичны были Садовники, во главе с основным «современщиком» труппы Антоном Пимоновым, в ломких «дискотечных» движениях.

В оформлении внятнее всего «сыграли» острые «пирамиды» парка – но и образец вечных пирамид Египта (где Клеопатра). Костюмы «прозвучали» не столь удачно: камзолы словно мешали двигаться, ткань кринолинов выглядела как простынная (то ли тонкий ход сценографов, то ли недоработка тандема художник и осветитель). Разве что неглиже привычно, как обычные балетные костюмы. Но может быть, культура этикетного движения, без которой в «современном» «Парке» не обойтись, когда-нибудь пригодится в «Спящей красавице».

Вторая премьера вошла в своеобразный «вечер Шопена»: «Шопениана», «В ночи» и «Without» – всего-то двухгодичной давности балет Бенджамин Мильпье. Балет на пять пар, которым хореограф придумал костюмы почти по цветам радуги, бодро танцуют под музыку в разных ансамблях, то появляясь, то исчезая за полосами ткани, которая выполняет роль сценической коробки. Получился балет без иерархии, здесь практически не различимы кордебалетные и ведущие танцовщики. Возможно, это в Мариинке такой кордебалет классный – кого ни возьми, любой звезда. А может, хореограф просто не успел отредактировать постановку, как загорелся было, под конкретных исполнителей. Особой логики в балете нет, хореограф, похоже, не решил, нанизывать действие на музыку или на сюжет – так и осталось ни то, ни другое. Хореография местами красивая, но какая-то необязательная. Мельтешение на сцене даже отвлекает от музыкального исполнения. Получилось и не «With», и не «out». Правда, намечена новая работа Мильпье с Мариинкой. Так что, может, со второй попытки получится.

Обе премьеры вполне укладываются в принцип случайности, по которому развивается балетный репертуар зарубежного происхождения – Мариинка собирается, а то и даже репетирует одно, а в результате показывает другое. Вот, к примеру, «Волшебный орех» неизбежен: сказано – сделают. А «не наши» – их так много, что, похоже, не важно: не Килиан, так Мильпье, не Баланчин – так Прельжокаж. Зависит от обстоятельств. Настояла Вишнева – «Парк» появился. В моде фильм «Черный лебедь» – пригласили его хореографа. Оба спектакля в репертуаре явно будут идти (в современном репертуаре Мариинка держит и не такое). К тому же по количественному составу они относятся к эконом-классу: в «Парке» – главный дуэт, семь пар и квартет, во втором – пять дуэтов. Передышка для большого кордебалета. Но когда в главных партиях вместо звезд будут выходить┘ ну, в общем, артисты не первого эшелона, балетам грозит участь репертуарного балласта. Хотя второй спектакль, похоже, не спасут и звезды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1916
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
918
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4562
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3541

Другие новости