Александр Лазарев был один, его сына, Александра Лазарева всегда называют Александр Лазарев-младший, но с появлением в Ленкоме премьера, Александра Лазарева-младшего, к имени отца не стали добавлять никаких приставок, он так и остался просто Александром Лазаревым. И вот он умер, утром 2 мая. По рассказу жены актера, замечательной и тоже, как и он, народной артистки Светланы Немоляевой, в субботу у актера поднялась температура, они поехали в больницу, но врачи не нашли ничего, что бы могло угрожать здоровью, дали лекарство и отпустили на дачу.
Лазарев был одним из премьеров Академического театра имени Маяковского, премьером эпохи Гончарова. Несмотря на мефистофельский взгляд, Лазарев много сыграл и положительных героев, тонко чувствовавший стиль, он был почти идеален на роли разнообразных аристократов-европейцев, потому неслучайно, что одна из первых его ролей - Бэзил Холлуорд в «Порттете Дориана Грея». Да и советский физик в фильме «Ещй раз про любовь» по популярной в те годы пьесе Радзинского – тоже был похож на европейца, и в свои семьдесят с лишним он был по-прежнему подтянут, умел держать спину, даже в одной из последних своих театральных работ – в спектакле «Как поссорились...» - про знаменитую ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, - герой Лазарева и тут казался гостем из столицы, и вопросов никаких не возникало, было ясно, что его герою ружье, конечно, нужно, как же ему без ружья, которое собирался отнять у него заклятый товарищ.
Прощаясь с Лазаревым, можно сказать еще: он был аристократом во всем, категорически не соглашался с той мятежной командой, которая вызвалась освободить театр от худрука Арцибашева. С Сергеем Арцибашевым в жизнь Лазарева пришло, можно сказать, новое дыхание. Лазарев сыграл и в «Женитьбе», и в «Карамазовых» - совершенно неожиданно сыграл старика-отца, и в «Как поссорились...», и в «Мёртвых душах»... И Лазарев не понимал, почему, с какой стати нужно вдруг требовать от Арцибашева, чтобы он ушел. Он когда-то сыграл Дон-Кихота – в спектакле-мюзикле «Человек из Ламанчи», - эта роль была по его характеру.
Лазарев и при Гончарове был очень востребован, прекрасен был в «Плодах просвещения» Петра Фоменко, бессменно играл уже больше двадцати лет в спектакле «Круг», который поставила Татьяна Архамкова, у нее же – в «Кине», в «Чуме на оба ваших дома». Ещё, конечно, важно сказать, что Лазарев сам очень тонко чувствовал смешное, и хорош был в ролях комедийных, веселых, - в «Ревизоре», которого Арцибашев поставил в Маяковке, во многом повторив свой же замысел – из спектакле Театра на Покровке, - многое хорошее и очень многое смешное приходилось как раз по его «ведомству», Лазарев сыграл в этом спектакле Городничего.
Конечно, все будут говорить об их замечательной семье. В театре такие семьи редкость, а на них, где бы ни появлялись Лазарев и Немоляева, было всегда приятно смотреть. Как они смотрели друг на друга, как друг друга держали, поддерживали, со временем, можно вообразить, они стали одной фамилией, - Немоляева-и-Лазарев, или Лазарев-с-Немоляевой, приходли вместе смотреть спектакли сына в «Ленком», радовались, как дети, его успехам. А недавно в Маяковку пришла их внучка, начала репетировать Верочку в «Месяце в деревне», и в воскресенье на радио «Культура» в гостях у Верника была она, и так нежно, так уважительно и любовно говорила о деде, так это было приятно, так искренне. И потому печаль и грусть в связи с этой потерей путаются сейчас с болью и переживаниями за нее, Светлану Немоляеву, и так хочется как-то и хоть чем-то ее поддержать и понятно – никак и нечем.
Прощание с Александром Лазаревым состоится 5 мая в Театре имени Маяковского. Актер будет похоронен на Троекуровском кладбище