В Перми в минувший уик-энд был Форум «Культурного Альянса». Был и кворум: из разных российских городов съехались кураторы, продюсеры и менеджеры, культуртрегеры, галеристы и модераторы, фотографы и журналисты, художники и даже поэты. Слёт культурных активистов проходил в театре «Сцена-Молот».
В Перми программу культурной модернизации придумали три с лишним года назад. Город стал преображаться, прирастая новым театром, новым музеем современного искусства, новым поэтическим фестивалем, художественными и интеллектуальными площадками. Далее во всеуслышанье объявили Пермь (кстати, третий наш по площади город после Санкт-Петербурга и Москвы) «культурной столицей России». На что Питер с ревностью откликнулся – и┘ вступил с Пермью в культурный альянс. В прошлом году было достигнуто соответствующее соглашение, подписи под которым поставили тогдашний председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков и Борис Мильграм (тогда – министр культуры, а ныне - заместитель председателя правительства Пермского края). Из Перми нити «Культурного альянса» протянулись к другим городам и весям. Налаживая, в том числе, столь чаемые ныне «горизонтальные связи» между субъектами российского государства.
Сегодня, кроме Санкт-Петербурга и Перми, к соглашениям о культурном сотрудничестве подключились Тверь, Казань, Ижевск, Самара, Киров, Ингушетия, переговоры идут с городом Новосибирском, Ханты-Мансийским автономным округом, Саратовской областью и рядом других регионов Российской Федерации.
Идея альянса в том, что культура предшествует экономике, являясь ключевой предпосылкой развития той или иной территории. Культура – ресурс процветания региона, области, района, напрямую зависящий от так называемого «человеческого фактора».
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов, открывая форум, сказал, что для него происходящее с «Культурным альянсом» - «цепь случайностей». Упомянул, однако, и о серьёзной подготовке, предшествовавшей пермскому «культурному эксперименту»: съездили, например, в Авиньон, в Эдинбург, в Куритибу, - этот бразильский административный центр стал примером культурного освоения городского пространства.
Заместитель председателя правительства Пермского края, в прошлом известный режиссер Борис Мильграм рассказывал об истории «Культурного альянса», о том, что властям в этом проекте нужно было буквально наступить на горло собственной песне: ну, правда, что важнее, театр или торговля алкоголем, проблемы музееев или пробки на улицах Перми? Центр или свой край, регион? Важно всё, но, кстати, до сих пор из Перми в тот же Новосибирск летают через Москву – так, говорят, дешевле и удобней. Может, прокладка культурных путей подвигнет и бизнес на выстраивание этих самых горизонтальных связей?
С докладом «Культура в России 2010-2020. Децентрализация и культурная интеграция» выступил руководитель музея современного искусства PERMM Марат Гельман. Как один из главных идеологов «Культурного альянса», Гельман говорил как о теории, так и о практике освоения культурой российских регионов. Обмолвился и о заседании «Большого правительства», намеченном на 24 ноября, где, по словам г-на Гельмана, будут обсуждаться программы деиндустриализациии неиспользуемых городских территорий и межрегионального культурного обмена. Возможно, эти программы станут федеральными.
Министр культуры Пермского края Николай Новичков рассказывал о мегафестивале «Белые ночи в Перми», проходящем теперь ежегодно в июне. Британец, директор «World Music and Dance» Крис Смит, специально приглашенный на форум, говорил о культурной политике своей страны, назвав свое выступление «Важна не цена, а ценность. Искусство, культура и фестивали – третье измерение в экономическом развитии и возрождении». О региональном продвижении «Культурного альянса» рассказал главный редактор газеты «Известия Удмуртской республики», художник Энвиль Касимов.
Еще на форуме учредили межрегиональную организацию «Национальная ассоциация кураторов и продюсеров», обсуждали новый закон «О культуре» и запланированную на 2013 год «Культурную универсиаду» в Казани. Культурные активисты активно обменивались активами – как виртуальными, так и вполне реальными.
Не обошлось и без культурной программы. Выставка «Родина» в музее современного искусства «PERMM» - это, конечно, выбор Марата Гельмана (как директора, галериста, коллекционера). Огромное полотно «Заседание федерального собрания» Сергея Калинина и Фарида Богдалова или работа Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «2007» (как обычно, во всю стену) соседствуют со скромными распечатками фотографий известной акции группы «Война» на Литейном мосту.
А в особняке бывшего ремесленного училища открыли пермскую «Арт-резиденцию», где специально приглашенные художники (местные и неместные) смогут какое-то время жить, работать и демонстрировать плоды своего труда.
Форум осенил эпиграф из президентской речи: «Современное искусство - современные мозги. Д.А.Медведев». Насчёт мозгов не всё так ясно, но, судя по рекламе на улицах города, пермский общий культурный фон всё еще тяготеет к средневзвешенной попсе. Соседствуют ноябрьские афиши концертов, к примеру, Игоря Корнелюка, Веры Полозковой, Ирины Аллегровой, Верки Сердючки и лекций Александра Дугина «О русском┘» (не помню, чём). Впрочем, все это великолепие перекрывает предвыборная кампания: тысячи плакатов расклеены на заборах, а в центре города много агитаторов, от которых народ скорее шарахается, нежели им внемлет.