0
1429
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2012 00:00:00

Свадебные обряды и траурные мистерии

Тэги: гергиев, партитура, стравинский


Есть несколько отечественных композиторов, которых Валерий Гергиев пропагандирует, не считаясь с консервативными привычками и вкусами публики, и, фактически, формирует новый тренд. В их числе – Игорь Стравинский. Благодаря Гергиеву у москвичей уже «на слуху «Свадебка» и «Царь Эдип», уже звучавшие в его интерпретации в формате прошлых «Пасхальных фестивалей». Впечатление от тех концертов осталось отчетливое – как и всегда, когда за пультом этот маэстро. Так что поход в Большой зал консерватории был навеян надеждой услышать новые нюансы в исполнении. Как и в 2003 году, так и теперь «Свадебка» захватила своей неистовой стихийностью и разочаровала полным отсутствием баланса между певцами и инструментальным ансамблем. Не хватало артикуляции текста, тускло звучали голоса мужчин-солистов – тенора Александра Тимченко и баса Андрея Серова. Последний, казалось, «берег» свой голос до последних сольных фраз, которые единственно пробились сквозь гудящую массу роялей и ударных. Сопрано Ирина Васильева и меццо Ольга Савова пели на совесть, но никакого контакта ни с хором, ни меж собой, ни с дирижером не возникло: каждый глядел в свои ноты, поглощенный количеством сложных задач.

Возможно, сказался обычный для Гергиева цейтнот – накануне Мариинский театр показал «Мертвые души» Родиона Щедрина в Большом театре, а с утра певцы, хор и оркестр перебрались в консерваторию. Тут уж не до подробностей и перфекционизма: главное – собрать целое и сообща дойти до финала. Жаль, что вместо ритуального действа – с женским причетом, скоморошьими выкриками, обрядовым величанием – получилась картина в две краски.

Зато опера-оратория «Царь Эдип» вновь взяла своей актуальностью, драматизмом и качеством подачи музыкального материала. Здесь уж не требовалась подыскивать оправданий музыкантам: оркестр под управлением Гергиева был точен и чуток к певцам, которые не просто воспроизводили ноты, но на глазах перевоплощались в античных героев. Из солистов, особенно выделялся блистательный тенор Сергей Семишкур. Его Эдип был риторичен и властен «у бездны мрачной на краю».

Сила рока, делающая человека безвольной марионеткой и влекущая к гибели, – главная тема этого сочинения. Введенная Стравинским и его либреттистом Жаном Кокто фигура чтеца, поясняющего ход сюжета, делает «Царя Эдипа» универсальным сценическим произведением. Надо воздать должное Александру Маскалину, режиссеру Мариинки, который без ложной патетики, но с искренним сочувствием к главному герою пояснял хитросплетения античного мифа. И когда колесо фортуны низвергло убийцу и кровосмесителя Эдипа, глухие реплики хора призывали «милость к падшим» – ведь на месте Эдипа мог оказаться любой из смертных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
509
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
452
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
555
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
508

Другие новости