0
1363
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2012 00:00:00

Свадебные обряды и траурные мистерии

Тэги: гергиев, партитура, стравинский


Есть несколько отечественных композиторов, которых Валерий Гергиев пропагандирует, не считаясь с консервативными привычками и вкусами публики, и, фактически, формирует новый тренд. В их числе – Игорь Стравинский. Благодаря Гергиеву у москвичей уже «на слуху «Свадебка» и «Царь Эдип», уже звучавшие в его интерпретации в формате прошлых «Пасхальных фестивалей». Впечатление от тех концертов осталось отчетливое – как и всегда, когда за пультом этот маэстро. Так что поход в Большой зал консерватории был навеян надеждой услышать новые нюансы в исполнении. Как и в 2003 году, так и теперь «Свадебка» захватила своей неистовой стихийностью и разочаровала полным отсутствием баланса между певцами и инструментальным ансамблем. Не хватало артикуляции текста, тускло звучали голоса мужчин-солистов – тенора Александра Тимченко и баса Андрея Серова. Последний, казалось, «берег» свой голос до последних сольных фраз, которые единственно пробились сквозь гудящую массу роялей и ударных. Сопрано Ирина Васильева и меццо Ольга Савова пели на совесть, но никакого контакта ни с хором, ни меж собой, ни с дирижером не возникло: каждый глядел в свои ноты, поглощенный количеством сложных задач.

Возможно, сказался обычный для Гергиева цейтнот – накануне Мариинский театр показал «Мертвые души» Родиона Щедрина в Большом театре, а с утра певцы, хор и оркестр перебрались в консерваторию. Тут уж не до подробностей и перфекционизма: главное – собрать целое и сообща дойти до финала. Жаль, что вместо ритуального действа – с женским причетом, скоморошьими выкриками, обрядовым величанием – получилась картина в две краски.

Зато опера-оратория «Царь Эдип» вновь взяла своей актуальностью, драматизмом и качеством подачи музыкального материала. Здесь уж не требовалась подыскивать оправданий музыкантам: оркестр под управлением Гергиева был точен и чуток к певцам, которые не просто воспроизводили ноты, но на глазах перевоплощались в античных героев. Из солистов, особенно выделялся блистательный тенор Сергей Семишкур. Его Эдип был риторичен и властен «у бездны мрачной на краю».

Сила рока, делающая человека безвольной марионеткой и влекущая к гибели, – главная тема этого сочинения. Введенная Стравинским и его либреттистом Жаном Кокто фигура чтеца, поясняющего ход сюжета, делает «Царя Эдипа» универсальным сценическим произведением. Надо воздать должное Александру Маскалину, режиссеру Мариинки, который без ложной патетики, но с искренним сочувствием к главному герою пояснял хитросплетения античного мифа. И когда колесо фортуны низвергло убийцу и кровосмесителя Эдипа, глухие реплики хора призывали «милость к падшим» – ведь на месте Эдипа мог оказаться любой из смертных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1055
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1027
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1286
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1046

Другие новости