0
1658
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2012 00:00:00

Пьесы про темноту

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Свободный разговор – в молодых пьесах.
Фото Полины Королевой

Фестивалю молодой драматургии «Любимовка», который традиционно проходит в первую декаду сентября в Театре.doc, можно подобрать много эпитетов – старейший, крупнейший, авторитетнейший. И хотя из пяти сотен пьес, пришедших на конкурс со всего постсоветского пространства, в афишу попали пятнадцать (плюс еще семь пьес более опытных авторов читались вне конкурса), в камерном помещении театрa легко можно было уловить новые темы, сюжеты, настроения, характерные для сильно изменившейся за год российской действительности.

В программе нынешней 23-й «Любимовки» как никогда было много сатирических (Валерий Шергин «Концлагеристы») и лирических (Ксения Драгунская «Представление») антиутопий, а также мистики, сюжетов, в которых герои балансируют на грани жизни и смерти. Были герои, управляемые личинками или вообще превращающиеся в компьютеры (Марина Крапивина «Болото», Мария Ботева «Мой папа – компьютер»). Во всех – много России, порой полуреальной, абсурдной, сумасшедшей, разделенной на зоны и лагеря, на Москву и провинцию: здесь маленький городок может оказаться раем, как в пьесе Игоря Игнатова «Рай-центр», а столица – опасной, враждебной, да и вообще непригодной для жизни, как в пьесе Ксении Драгунской. Здесь в квартире гастарбайтеров хранится золотой запас Азии (Максим Курочкин «Травоядные»), а Удмуртия – закрытая коммунистическая держава (уже упомянутая пьеса Шергина «Концлагеристы»). Любопытно, что аж в двух пьесах фигурирует некий Сталкер, и в обеих он оказывается врун, маньяк и предатель.

Напрашивается вывод, что в сознании драматургов (а может быть, и не только в нем) мир наш все больше и больше превращается в опасную зону, которую без выбора сталкера-проводника не преодолеть, но и найти нормального среди претендентов почти нереально.

Действие пьесы Шергина происходит в полувымышленной Удмуртии, родине «Бурановских бабушек» (кажется, это решающий факт в выборе географического объекта), где по сюжету царит особого рода коммунизм, напоминающий одновременно классические уже варианты Оруэлла и Замятина. Неусыпный контроль, надзиратели, скромный быт, доносы и расстрелы. Но вдобавок герои вынуждены жить крепкими мужскими семьями, мужчина с мужчиной, иначе их обвинят в гомофобии и расстреляют. Этот сплав тоталитаризма и толерантности сначала вызывает смех, но скоро – ужас, тем более что этот безумный, абсурдный мир сконструирован драматургом из обрывков нашей такой обыкновенной реальности.

Главный герой пьесы Федот, обладатель ордена «За скромность и верность» и тайный диссидент, собирается сбежать от благосклонного к нему государства на свободу, причем не один, а с супружником, которого зовут Педрос, и с дочерью (а вернее, с немым парнем) Акчоруд. С ними бегут говоно-человек Томышев (так он отрекомендован в пьесе) и женщина Татьяна. Но, оказывается, там, куда они так стремятся, мир хоть и свободный, но не многим лучше удмуртского концлагеря. Сталкер – никакой не сталкер, а охотник за головами, режим – он везде режим, и расстреливают одинаково хорошо и те и другие пограничники, а бред правит миром уже независимо от государственного строя по обе стороны от стен с колючей проволокой.

В пьесе Драгунской фантазия другого рода. Здесь все негласные правила московской и провинциальной жизни превращаются в законы, за неисполнение которых наказывают – кого желтыми карточками, а кого и ремнем. И богатые москвичи вынуждены сидеть в дорогих ресторанах и есть устриц, а вся остальная страна смотреть на все это и не пытаться повторить. Здесь влюбленный житель города Крышкина, чтобы попасть в Москву к приглянувшейся ему рафинированной барышне, сдает огромное количество экзаменов, собирает справки и всячески пытается доказать, что он сможет там выжить, и все равно получает отказ. А затем и столичных жителей выдворяют в провинцию, потому что Москва – город не для людей, не для жизни, а значит, и жить там не надо. Антиутопия эта подана автором в поэтическом ключе, провинциалы и москвичи здесь не враги друг другу, а жители с разных планет. Причем у каждого инопланетянина твердая уверенность, что именно его место жительства и есть настоящая Россия. Россия в пьесах современных российских драматургов все чаще и чаще предстает какою-то нереальной страной, мистической, почти несуществующей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1015
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
994
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1258
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1019

Другие новости