0
2463
Газета Культура Интернет-версия

07.02.2013 00:00:00

Дети – наше наказанье

Тэги: зальцбург, музыка, фестиваль, моцарт


зальцбург, музыка, фестиваль, моцарт Жан-Гиэн Керас, Пабло Эрас-Касадо, Иоханнес Мария Штауд.
Фото ISM/Wolfgang Lienbacher

Ежегодный зимний фестиваль ко дню рождения Моцарта завершился в его родном городе. Он впервые прошел под руководством дирижера Марка Минковского и директора фонда «Моцартеум» Матиаса Шульца. Основной круг участников неизменен: дирижеры Саймон Рэттл и Айвор Болтон, пианисты Андраш Шифф и Пьер-Лоран Эмар, скрипачи Томас Цеэтмайр и Патриция Копачинская, но программа форума мало-помалу становится все более консервативной.

В середине фестиваля произошел перелом: за два дня дебютировали три дирижера, чьи выступления изменили общую картину. Впрочем, и афиша второй половины форума выглядела интереснее, нежели вначале. «Французскую музыку, – рассказывал Шульц, – играют незаслуженно мало, а там много шедевров, в которых можно найти связь с Моцартом, в первую очередь у Равеля. Будет и музыка Мессиана – он много работал в архивах нашего фонда, и ряд сочинений Стравинского, которые тоже можно считать частью французской программы». 35-летний Пабло Эрас-Касадо хоть и объявлен официально дебютантом «Недели Моцарта – 2013», стал ее гостем не впервые: год назад заменил заболевшего Джона Элиота Гардинера за пультом оркестра Баварского радио. С тех пор Эрас-Касадо дирижировал Фрайбургским барочным оркестром, Берлинской штаатскапеллой, Консертгебау, несколько раз выступал в Мариинке, его планы на ближайший год не менее масштабны.

Свой концерт с оркестром «Моцартеум» маэстро начал Симфонией in C Стравинского, которой даже поклонники композитора редко отдают должное. Эрас-Касадо показал, что партитура полна спрятанных чудес, представляя каждое оркестровое соло, каждый ансамбль как маленький шедевр. Из четырех частей наиболее эффектной оказалась третья – готовая музыка к еще одному балету Стравинского. Программу продолжила пьеса Segue Иоганнеса Марии Штауда (солист Жан-Гиэн Керас). В основу ее лег набросок Моцарта – Андантино для виолончели и клавира, из которого выросло самостоятельное произведение для виолончели с оркестром, расширенной группой ударных и баяном. За неполные полчаса Segue не дает заскучать ни на минуту, как захватывающая книга или кино. Во втором отделении – Адажио и фуга плюс 34-я симфония Моцарта.

Схожим образом строился концерт еще одного дебютанта днем позже, когда за пульт Малеровского камерного оркестра стал колумбиец Андрес Ороско-Эстрада. Ему также 35 лет, и в его послужном списке руководство рядом крупнейших европейских коллективов; в будущем году он возглавит Хьюстонский симфонический оркестр, один из лучших в США. Как и Эрас-Касадо, начал со Стравинского: Вторая оркестровая сюита с финальным галопом настроила аудиторию на праздник. Патриция Копачинская сыграла Четвертый скрипичный концерт Моцарта так, будто каждая фраза рождалась здесь и сейчас, не будучи известной заранее. После антракта звучали сюита «Пульчинелла» Стравинского и Двадцать пятая симфония Моцарта; яркое сопоставление эпох неоклассицизма и «бури и натиска» сделало дебютанта еще одним героем «Недели Моцарта».

Менее выигрышно выглядел зальцбургский дебют Теодора Курентзиса, хотя статус его концерта – с Венским филармоническим оркестром в Большом фестивальном зале – был несомненно выше. Увы, отношения к выбору программы дирижер не имел, репетиционного времени получил минимум. Только в «Линцской» симфонии можно было узнать Курентзиса, чьи концертные исполнения опер Моцарта несколько лет назад будоражили Москву. А открыла вечер Фантазия до минор Моцарта в оркестровке того же Штауда; Матиас Шульц рассказывал, что с трудом убедил Штауда взяться за эту работу, и немудрено. Фортепианный шедевр явно сопротивлялся оркестровому изложению; версия Штауда ни одной нотой не указывала на то, что сделана в XXI веке, и не кажется жизнеспособной.

Не слишком удачна и другая инициатива Шульца – создание Детского Моцартовского оркестра с участниками от 7 до 12 лет. Дебютный концерт Детского оркестра, прошедший в последний день фестиваля, относится не к области профессионального музицирования, а к области гуманитарной: для юных музыкантов это важный опыт, но слушать их совместную игру без зубной боли невозможно. К счастью, вечером ее прогнал оркестр «Академия Святого Мартина в полях»; скрипачка Жанин Янсен великолепно исполнила Второй и Пятый концерты Моцарта, а остальную часть программы отыграла за первым пультом в скромной роли концертмейстера.

Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1124
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
641
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1236
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
928

Другие новости