0
2914
Газета Культура Интернет-версия

10.06.2013 12:12:00

Доска памяти Петра Фоменко появилась в Тбилиси

Тэги: театр, петр фоменко, спектакль, память, грузия, тбилиси


театр, петр фоменко, спектакль, память, грузия, тбилиси Петр Фоменко планировал две постановки классики на грибоедовской сцене, но планам не суждено было осуществиться. Фото с официального сайта Мастерской Петра Фоменко.

В фойе Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова появилась мемориальная доска памяти выдающегося российского режиссера Петра Наумовича Фоменко – первая после кончины режиссера в августе 2012 года.

Фоменко работал в Грузии в период с 1971 по 1972 годы – в очень сложное для него время. «После московских мытарств, после питерских попыток что-то сделать и выпустить мне довелось попасть в Тбилиси. Позвал меня Гига Лордкипанидзе – в ту пору главный режиссер Грибоедовского театра. Так я оказался в Грузии, где поставил два спектакля – «Свой остров» Р. Каугвера и «Дорога цветов» В. Катаева, совершенно разные направления, как бы уже эклектика, - вспоминал спустя годы Петр Фоменко. – Но потом я понял, что сколько пьес, сколько артистов, столько методик и направлений… После Грибоедовского театра у меня в Тбилиси больше работы не было, а очень хотелось бы!».

На одной из московских международных режиссерских конференций нынешний художественный руководитель театра имени А. С. Грибоедова Автандил Варсимашвили неожиданно оказался в крепких объятьях Петра Наумовича. «Вы возглавляете такой родной для меня театр!» - признался он коллеге из Грузии. Фоменко считал Тбилиси удивительным городом. «Он вооружил меня другим воздухом, другим ритмом. И ходить в Тбилиси – в театр и из театра – было здорово. Я на Кавказе мало где бывал, но город, думаю, уникальный. Он – интернациональный. Я уверен, что какой-то особый дух никогда из Тбилиси не искоренится, независимо от политики».

Жаль, что в Тбилиси Петр Наумович поставил всего два спектакля… В архиве театра сохранилась маленькая заметка, датированная 10 марта 1967 годом и посвященная постановке «Свой остров». По словам режиссера, произведение привлекло его тем, «что в нем говорится о счастье человека, который может отстоять в своей работе собственную позицию, о том, что человек проверяется делом и только делом, а не словами. Дело – мерило человека».

Петр Фоменко делился в заметке своими планами: поставить на грибоедовской сцене произведение русской классической драматургии – пьесу Островского или «Маленькие трагедии» Пушкина. Но, увы, намерения не были осуществлены…

Мемориальная доска памяти Фоменко – четвертая. Рядом с ней в фойе театра Грибоедова (кстати, через пару лет ему исполнится 170), – фамилии еще трех великих режиссеров: Всеволода Мейерхольда, Котэ Марджанишвили и Георгия Товстоногова. Первый со своей труппой «Товарищество Новой драмы» в 1904 году открывает в Тифлисе театральный сезон, ставит в русском театре под названием «Артистическое общество» спектакли «Сон в летнюю ночь» и «Снег» Пшибышевского. 1905-1906 годы считаются театральными сезонами Мейерхольда в Грузии, и они пользуются неизменным успехом. Постановка «Царь Эдип», осуществленная Котэ Марджанишвили в 1912 году на сцене Казенного театра, где играла русская труппа под руководством М. Мартыновой, тоже имела большой резонанс, а спустя двадцать лет его же спектакль «На дне» ознаменовал начало нового этапа истории русского театра в Грузии – в Тбилиси создается Государственный театр русской драмы. Что касается Георгия Товстоногова, то для него путь в режиссуру начался именно в Тбилиси, на русской сцене – дипломной его работой в 1939 году был спектакль «Дети Ванюшина». А всего Георгий Александрович поставил в театре имени А. С. Грибоедова тринадцать спектаклей.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
344
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости