Петр Фоменко планировал две постановки классики на грибоедовской сцене, но планам не суждено было осуществиться. Фото с официального сайта Мастерской Петра Фоменко.
В фойе Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова появилась мемориальная доска памяти выдающегося российского режиссера Петра Наумовича Фоменко – первая после кончины режиссера в августе 2012 года.
Фоменко работал в Грузии в период с 1971 по 1972 годы – в очень сложное для него время. «После московских мытарств, после питерских попыток что-то сделать и выпустить мне довелось попасть в Тбилиси. Позвал меня Гига Лордкипанидзе – в ту пору главный режиссер Грибоедовского театра. Так я оказался в Грузии, где поставил два спектакля – «Свой остров» Р. Каугвера и «Дорога цветов» В. Катаева, совершенно разные направления, как бы уже эклектика, - вспоминал спустя годы Петр Фоменко. – Но потом я понял, что сколько пьес, сколько артистов, столько методик и направлений… После Грибоедовского театра у меня в Тбилиси больше работы не было, а очень хотелось бы!».
На одной из московских международных режиссерских конференций нынешний художественный руководитель театра имени А. С. Грибоедова Автандил Варсимашвили неожиданно оказался в крепких объятьях Петра Наумовича. «Вы возглавляете такой родной для меня театр!» - признался он коллеге из Грузии. Фоменко считал Тбилиси удивительным городом. «Он вооружил меня другим воздухом, другим ритмом. И ходить в Тбилиси – в театр и из театра – было здорово. Я на Кавказе мало где бывал, но город, думаю, уникальный. Он – интернациональный. Я уверен, что какой-то особый дух никогда из Тбилиси не искоренится, независимо от политики».
Жаль, что в Тбилиси Петр Наумович поставил всего два спектакля… В архиве театра сохранилась маленькая заметка, датированная 10 марта 1967 годом и посвященная постановке «Свой остров». По словам режиссера, произведение привлекло его тем, «что в нем говорится о счастье человека, который может отстоять в своей работе собственную позицию, о том, что человек проверяется делом и только делом, а не словами. Дело – мерило человека».
Петр Фоменко делился в заметке своими планами: поставить на грибоедовской сцене произведение русской классической драматургии – пьесу Островского или «Маленькие трагедии» Пушкина. Но, увы, намерения не были осуществлены…
Мемориальная доска памяти Фоменко – четвертая. Рядом с ней в фойе театра Грибоедова (кстати, через пару лет ему исполнится 170), – фамилии еще трех великих режиссеров: Всеволода Мейерхольда, Котэ Марджанишвили и Георгия Товстоногова. Первый со своей труппой «Товарищество Новой драмы» в 1904 году открывает в Тифлисе театральный сезон, ставит в русском театре под названием «Артистическое общество» спектакли «Сон в летнюю ночь» и «Снег» Пшибышевского. 1905-1906 годы считаются театральными сезонами Мейерхольда в Грузии, и они пользуются неизменным успехом. Постановка «Царь Эдип», осуществленная Котэ Марджанишвили в 1912 году на сцене Казенного театра, где играла русская труппа под руководством М. Мартыновой, тоже имела большой резонанс, а спустя двадцать лет его же спектакль «На дне» ознаменовал начало нового этапа истории русского театра в Грузии – в Тбилиси создается Государственный театр русской драмы. Что касается Георгия Товстоногова, то для него путь в режиссуру начался именно в Тбилиси, на русской сцене – дипломной его работой в 1939 году был спектакль «Дети Ванюшина». А всего Георгий Александрович поставил в театре имени А. С. Грибоедова тринадцать спектаклей.
Тбилиси