0
3965
Газета Культура Интернет-версия

09.07.2013 00:01:00

Мастер-класс Роберта Стуруа

Тэги: театр, премьера, роберт стуруа


театр, премьера, роберт стуруа Роберт Стуруа, получающий «Маску» в Москве. Фото РИА Новости

Накануне своего юбилея Роберт Стуруа провел мастер-класс. Премьера спектакля по знаменитой пьесе Терренса Макнелли «Мастер-класс», посвященной Марии Каллас, прошла в его новом театре «Фабрика». Перед началом в ослепительно белом фойе была развернута экспозиция фотопортретов великой певицы, на большой экран проецировались кадры кинохроники, звучал ее голос, о котором говорили: «четыре голоса в одной женщине».
Обращение Роберта Стуруа к этой пьесе наверняка не случайно. Слова Каллас о необходимости «рабского» служения искусству и отказа от личных амбиций, ее предостережения и советы начинающим певцам – это своего рода катехизис художника, «символ веры» самого Роберта Стуруа. Он увидел в пьесе эстетическую концепцию нового театра и назвал свой спектакль «Мария Каллас. Урок».
«Урок» Стуруа состоялся на «Фабрике». Это название вызывает ассоциации не только с реальным предприятием, действительно располагавшимся в этом заброшенном здании, где ныне находится театр, но и с центром творческих индустрий. Местом, где реализуются художественные идеи. Важна и сама личность Марии Каллас – реформатора мировой оперной сцены, соединившей вокал и искусство драмы для Роберта Стуруа, тоже и реформатора, и мировой величины.
Конечно, Роберт Стуруа не взялся бы за такую пьесу, не имея в виду конкретную исполнительницу роли уникальной певицы. Лела Алибегашвили (когда-то она успешно дебютировала в фильме Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости»), которая служит в Театре Руставели, – актриса со взрывным темпераментом и выразительной внешностью. Ее Каллас – женщина непредсказуемая, резкая, но при этом она четко знает, чего добивается от учеников. Жесткие атаки Марии, ее язвительные замечания в адрес молодых вокалистов – не результат вздорного, неуравновешенного характера. Поведение певицы продиктовано одним лишь желанием добиться совершенства. Так это читается в спектакле Стуруа. Лела Алибегашвили играет отнюдь не эгоистичную, взбалмошную стерву, и даже не несчастную женщину, потерявшую в жизни все, что только можно потерять, – прежде всего свой редкий голос, а скорее перфекционистку. «Я не люблю среднего пути», – говорила Каллас. И она требует сегодня от начинающих того же, чего всегда добивалась и от себя самой, – максимальной самоотдачи, идеального исполнения и полного перевоплощения. В первой ученице – ее зовут София (Лела Ахалайя) – она изо всех сил пытается разбудить личность, потому что у каждого артиста, выходящего на сцену, должен быть свой стиль, собственное лицо. Долговязая, нелепая София лишена индивидуальности, безлика, но Марии Каллас все-таки удается добраться до ее нутра – выявить скрытый темперамент. «У художника должен быть сильный характер, он все обязан преодолеть!» – утверждает певица.
Крайнее неприятие Каллас вызывает и образ, представленный другой ученицей, – Шерон (Кети Сванидзе). На сцену врывается самоуверенная красавица в ослепительно-алом платье, агрессивно демонстрируя себя. И сразу получает «щелчок» по носу – Каллас фактически изгоняет Шерон с урока: леди Макбет, арию которой она исполняет, ТАК появиться не может. Амбиции не должны мешать творчеству. Таков очередной урок Каллас. Молодая «руставелевская» актриса Кети Сванидзе, обладающая сильным оперным голосом, профессионально справляется со сложнейшей арией леди Макбет. Шерон-Сванидзе старается выразить страстную натуру шекспировской героини, но Мария Каллас требует большего. И снова провоцирует: «Могли бы вы убить? Нет?! Значит, вы никогда не сможете петь ни Медею, ни леди Макбет!» А вот от тенора Тони (в этой роли профессиональный оперный певец Арчил Гогитидзе) она ждет другого – исполняя партию Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска», он должен взять себя в руки, сдерживать эмоции.
На сцене – только рояль, с противоположной стороны – портрет Каллас, над сценой – виолончель, скрипка и кресло для примадонны. Часто меняющееся освещение – световая пульсация – передает внутреннее состояние Марии Каллас, наэлектризованность атмосферы вокруг нее. Зрители, сидящие в небольшом (на 170 мест) зале по правую и левую стороны от сцены, сами становятся как бы участниками того самого мастер-класса. Неотъемлемая часть эмоционального образа спектакля – арии из опер Беллини, Верди, Пуччини, музыка Бетховена и Гии Канчели.
В спектакле есть и забавные эпизоды – это касается прежде всего рабочего сцены (Давид Уплисашвили). Сначала он абсолютно не считается с желаниями и требованиями певицы, молча и старательно занимается своими делами, проявляя к ней полное пренебрежение. Но узнав, что это – Каллас, моментально преображается, становится до анекдотичности внимательным и услужливым. Рядом с Марией и обожающий ее аккомпаниатор (в тактичном исполнении Давида Дарчиа), готовый сдувать с певицы пылинки.
Закончив урок, Каллас уходит. Уходит в одиночество, кинув на прощание: «Попробуйте забыть меня, если сможете!»    
Тбилиси

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
342
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
344
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
281
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости