0
2330
Газета Культура Интернет-версия

25.07.2013 00:01:00

Рыночная площадь: айда на плаху или на карусель?

Тэги: авиньонский фестиваль, театр


авиньонский фестиваль, театр Спектакль Варликовского – нарядный и красочный. Фото с официального сайта Авиньонского фестиваля

Заканчивается фестиваль: все премьеры позади, можно и оглядеться. Были безусловные удачи: спектакли Яна Лауэрса, Кшиштофа Варликовского и Кэти Митчелл, о них – этот текст.
Но сначала – о наших. Вечер Мишель Коко продлился специальным фильмом Анатолия Васильева, приготовленным как подарок – под занавес всем этим воспоминаниям, в пандан ностальгии прощания с прежним Авиньоном. 2006 год: Васильев тут обласкан и признан, он привез на фестиваль «Илиаду» и «Моцарта и Сальери», и только он один знает, что решение уже принято, что на родине его ждет судьба отщепенца и изгоя... Часовой фильм, скомпонованный из четырех фрагментов, равно связанных и с самим Васильевым, и с фестивалем... Они идут в обратной хронологической последовательности – после вернисажа кусок из спектакля «Дон Жуан мертв» – последней работы мастера на Сретенке, потом – та самая «Илиада» и наконец – «Шесть персонажей», с которых началась история его приездов и показов, его европейской известности... Считая с этим приглашением – шесть раз (спектаклей-то гораздо больше) – вначале под крылом Алена Кромбека, потом Бернара Фэвра д'Арсье, а потом уж – и нынешней нашей пары директоров, сдающих в сентябре свои полномочия Оливье Пи.
И наконец, те три живых спектакля, которые определили собой всю вторую половину фестиваля. Лауэрс – Варликовский – Кэти Митчелл. Они даже как-то вытягиваются в единую цепочку, они даже чем-то похожи. Вот Ян Лауэрс, который со своей группой Needcompany («Компания нужды») после прежней трилогии «Печальное лицо/ Веселое лицо», растянувшейся в Авиньоне на целых восемь лет, показал здесь, в Обители кармелиток, новый спектакль «Рыночная площадь, 76». Крошечный провинциальный городок, который проходит сквозь четыре времени года. Обычная жизнь (в которой, правда, слишком часто гибнут дети): вот почтальон и чиновник, дворник и безработный, дама, оказавшаяся в инвалидном кресле, несколько «понаехавших» восточных горожан, вроде бы вполне вписавшихся в здешнюю жизнь. Живая музыка трех разных композиторов, исполняемая прямо на сцене – от классики до попсы пополам с экспериментальным авангардом... И все возможные несчастья, которые только могут свалиться на этих вроде бы нормальных буржуа, на этих вроде бы примерных обывателей. Взрывы и самоубийства, педофилия и вторжение инопланетян с целым космическим кораблем резиновых надувных акул... И куклы, превосходнейшие куклы, играющие детей (параллельно с актерами): эти куклы, такие хрупкие в сочленениях, так картинно изгибающиеся в крике о помощи – как бы заведомо поломанные еще до того, как их употребили, еще до того, как с ними поиграли...
Похожая история – у Кшиштофа Варликовского: «Варшавское кабаре», где переплетаются два разных текста: «Я – снимающая камера» Джона фан Друтена и «Благоволительницы» Джонатана Литтелла. Опять-таки обыватели, вроде бы нормальные люди... С одной стороны – Веймарская Республика, где все более настойчиво и нагло подымает голову антисемитизм (фашизм распознАют позже, вот бы самое время остановить – да некому!), а с другой – наши дни – Америка перед и после 11 сентября. Все нам – пустяки, над всем посмеемся: подумаешь – евреи! Известно же, что они кого хочешь достанут! А тут вот сейчас проблемы куда более животрепещущие: нынешнее удовольствие, нынешнее самовыражение! И чудная дамочка, консультирующая партнеров по поводу сексуальных расстройств, старается всячески ободрить гомосексуальную пару: главное – стремиться к правильно организованному и научно спланированному оргазму, все остальное приложится.
Где прилагается, как прилагается – мы видим прекрасно у Кэти Митчелл, которая привезла в Авиньон свой спектакль, основанный на немецком тексте Фредерики Майрюкер «Путешествие сквозь ночь». Здесь Кэти работала вместе с киношником Лео Уорнером; правда, весь фокус в том, что это не просто существование нескольких видеовставок внутри театрального спектакля. Все, что снимается, – снимается вживую, у нас на глазах, семеро одетых в черное членов съемочной команды здесь – полноправные участники действия. Как артисты (они же рабочие сцены) в восточном театре, подвижные фигурки бегают с ручными камерами, подползают снизу к ногам артистов, успевают вовремя отскочить, когда драматическим актерам нужно быстро пройти. Перед нами в полную величину – муляж вагона пассажирского поезда, где многие купе частично открыты нашему взгляду. Женщина, слегка помятая, с размазавшейся тушью на глазах, едет ночным поездом на похороны отца. Ночью у нее случается вдруг ненужный и случайный роман с проводником поезда... Ночью же она попытается вспомнить то, что забыла, то, чего как бы не было вовсе, что не могло случиться в относительно нормальной и благополучной бюргерской жизни ее детства. Ах, отец был так гладок и хорош – совсем как нынешний муж, который аккуратно чистит зубы, старательно развешивает свои вещи, который столь заботлив и правилен (и даже морду бьет правильно!).
Три истории на этой рыночной площади бюргерского городка... Проще всего тут – Варликовский. Он наряден и красочен. Новое место репетиций и спектаклей – авиньонская «Фабрика» – подошло ему как нельзя лучше: немного цирка, немного сожалений о недостатке терпимости и гуманизма, пожелание жизни как приятного времяпрепровождения. Радикал же Лауэрс бесстрашно заявляет: и тот насильник, что держит два с лишним месяца в заточении девочку-подростка, и тот муж, что душит подушкой свою калеку-жену, потому что не способен любить ее как прежде (поклон Ханеке!), и та китаянка-проститутка, у которой перебывало все местное мужское население, – все они любят. Как могут, как получается, насколько хватает сил... Ободранные, странные, играющие в страшные и странные игры на экранах мониторов, складывающие крест-накрест руки-ноги своим куклам, своим же детям: почти все они постепенно переодеваются в оранжевую форму чистильщиков и дворников – для Лауэрса это знак того, что они свободны, потому что хотя бы попробовали любить... И для героини Кэти Митчелл, которая вспомнила странные манипуляции отца с куклами-пупсами, которая вдруг узнала его в нынешней внезапной агрессии другого мужчины, которая бесстыдно и до конца рассказывает нам, как бегала на четвереньках маленькой девочкой, пытаясь поймать его презрительный взгляд, – только сейчас ей становится ясно, что за любовь порой приходится платить страшную цену. Наверное, она того стоит. В общем, все эти три спектакля берут нас «на живца», актеры видны тут до донышка, до последнего осадка... И только живое человеческое чувство бежит по мутной стенке этого стакана: совсем как у Васильева – где в более совершенном, в куда менее небрежном и «грязном» антураже вдруг вспыхивал тот огонек, который один лишь согреет нас на Рыночной площади – если уж совсем стемнеет...    
Авиньон

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1143
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1101
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1354
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1108

Другие новости