0
3361
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2013 00:01:00

Забытая мелодия из "Мурки"

Тэги: музыкальный фестиваль, вербье


музыкальный фестиваль, вербье Дмитрий Ситковецкий, Хатия Бунятишвили и Эдгар Моро исполняют Терцет Родиона Щедрина. Фото предоставлено пресс-слукжбой фестиваля

Один из крупнейших летних фестивалей завершился в швейцарском городе Вербье. Программа форума, отметившего 20-летие, была по этому случаю особенно насыщенной. На закрытии под управлением Кента Нагано звучали «Весна священная» Стравинского – к 100-летию со дня премьеры – и сочинение швейцарского композитора Ришара Дюбюньона «Полет над Альпами», написанное по заказу фестиваля. А в первый вечер Шарль Дютуа дирижировал Девятой симфонией Бетховена, которой предшествовало новое сочинение Леры Ауэрбах «Во славу мира» (еще один фестивальный заказ), созданное для того же состава с хором и четырьмя солистами. В основе оратории – тексты на нескольких языках, в том числе фрагменты молитв крупнейших мировых религий; по-видимому, автор и публика верят в то, что грандиозность замысла и исполнительских средств гарантируют сочинению удачу еще до написания.
Интернациональная команда солистов пела в сопровождении Фестивального оркестра Вербье, созданного в 2000 году. В его составе – музыканты от 16 до 29 лет, с которыми на протяжении нескольких недель занимаются солисты ведущих мировых коллективов. Оркестром дирижируют маэстро топ-класса – в нынешнем году помимо Нагано и Дютуа это Валерий Гергиев, Джанандреа Нозеда и Эса-Пекка Салонен, – в работе с которыми коллектив постоянно растет. Сегодня он является, пожалуй, главной гордостью фестиваля, в программе которого нет ни оперы, ни объединяющей идеи – каждый волен искать ее сам. Например, на поверхности «русская тема» – музыкантов из России в Вербье всегда немало: за две недели здесь выступили Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Евгений Кисин, Юрий Башмет, Даниил Трифонов и другие. Музыке нашей страны были посвящены многие программы; в одной из них звучали сочинения Щедрина, Вайнберга, Глинки и Шостаковича.
Возрождение интереса к наследию Моисея Вайнберга достигло пика в 2010 году, когда композитору был посвящен фестиваль в Брегенце. Тогда же начались разговоры о том, что Вайнберга скоро забудут вновь, а музыкантам он якобы неинтересен; однако один из лучших концертов минувшего фестиваля украсило его Фортепианное трио, исполненное отнюдь не из-под палки. Оно стало центром вечера русской музыки, где первую скрипку играл Дмитрий Ситковецкий – чуткий, властный лидер ансамбля, менявшего состав от номера к номеру. Программу открыл Терцет Щедрина, где Ситковецкому составили компанию пианистка Хатия Бунятишвили и виолончелист Эдгар Моро. В 2011 году, когда 17-летний Моро занял II место на конкурсе Чайковского, он играл как исполнитель лет 40 с лицом юноши. Сейчас этого дисбаланса нет, и его виолончель звучит просто сногсшибательно.
Терцет написан с характерным для Щедрина блеском, где недостаток цельности формы компенсируется эффектностью каждого эпизода в отдельности. В восторг привел публику финал, где все трое весело запели «Соловей, соловей, пташечка», при этом играя музыку без тени веселья. Успех имело и трио Вайнберга, где помимо очевидных влияний Шостаковича и Прокофьева безошибочно слышен узнаваемый голос автора. За Альтовой сонатой Глинки последовал симфонических масштабов Третий квартет Шостаковича, где к Ситковецкому присоединились Борис Кушнир, Антуан Тамести и Гэри Хоффман. Затем задержаться пришлось еще на час: начался концерт-сюрприз к дню рождения основателя и руководителя фестиваля Мартина Энгстрёма. На сцену выходили Эмануэль Акс, Готье Капюсон, Елизавета Леонская, Миша Майский и многие другие.
Два номера звучали исключительно даже на этом фоне: 81-летний Дмитрий Башкиров, не выступавший больше года и, по его словам, без очков почти не видевший клавиатуры, с щемящей трогательностью сыграл «Мелодию» из «Орфея и Эвридики» Глюка. Гвоздем программы стало выступление Томаса Квастхоффа, полтора года назад прекратившего певческую карьеру: ради друга он сделал исключение и спел знаменитую Danny Boy. Насколько безупречен с точки зрения вкуса был этот импровизированный концерт, настолько же обескуражило выступление Дэвида Аарона Карпентера двумя днями позже. Первоклассный альтист, Карпентер представил одну из сонат Хиндемита, продолжил серией танго Пьяццоллы и закончил двумя пьесами, автором которых значился некто Алексей Шор. Первая под названием «Транссибирский вальс» представляла собой фантазию на тему песни «Постой, паровоз», вторая – на тему «Мурки». После этого легче понять Гидона Кремера, в 2011 году по принципиальным соображениям отменившего приезд в Вербье. Но программы камерной музыки наподобие той, что представил Ситковецкий, – из тех чудес, которые и случаются обычно на фестивалях.   
 Вербье–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1081
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
608
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1184
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
889

Другие новости