0
5701
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2013 23:49:00

Настроение винтаж


Маяком дней культуры России в Эстонии может считаться великолепно отреставрированный советский Дом культуры старого Таллинна. Фото Сергей Хачатуров

Трудно найти у нас рядовой Дом культуры конца эпохи тоталитарного ампира (40 - 50-е), который бы содержался в идеальном состоянии, не сдавался бы в аренду и использовался бы по назначению. В России такой культурный антиквариат, пожалуй, что исчез: здесь евроремонт памятник культуры изуродовал, там поджег решил для кого-то проблему с дорогой землей и застройкой, где-то время постаралось стереть следы реального прошлого с лица виртуального настоящего. А вот в столице Эстонии Таллинне в самом центре города клуб эпохи советского ампира стоит как новый. Этот советский архитектурный винтаж может быть назван маяком проходящих сейчас Дней российской культуры в Эстонии. Год отмечен несколькими событиями: гастролями санкт-петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом», выступлениями звезд советской эстрады и театра (среди которых Эдита Пьеха и Роман Виктюк), выставочными программами. Хедлайнеры «дней»: гастроли колоссально Большого симфонического оркестра имени Чайковского и организованные московским Мультимедиа Арт Музеем (МАММ) выставки в Таллинне. Выставки гостят именно в галереях этого почтенного советского Дома культуры.

Почему именно этот Дом культуры стал маяком фестиваля? В нем размещается Центр русской культуры в Таллинне, благодаря которому диалог искусств между Россией и Эстонией длится интенсивно вот уже 12 лет, с 2001 года. Неоклассический особняк был построен в 1954 году архитектором А. Кузнецовым как Дом офицеров советского флота. В 1997 году постановлением министра культуры Эстонии здание было признано памятником архитектуры. Пять лет назад дом отреставрирован с такой тщательностью и вниманием к каждой мелочи, что могут позавидовать истовые ревнители наследия, педанты-англичане. Сохранены и восстановлены все детали отделки, включая символы советской империи – звезды, серпы и молоты, гербы. Как новые сверкают парадная лестница, галереи. Идеально выглядит зрительный зал с лепниной, бархатной обивкой и колоссальным круглым плафоном alaДейнека, на котором счастливые советские люди 50-х счастливо празднуют день Военно-морского флота СССР.

Как такое может быть, да еще в самой проблемной в смысле отношения к собственному прошлому стране – бывшей советской, а ныне официально антисоветской республике Эстония? Этот вопрос я задал нынешнему хозяину советского дворца, директору Центра русской культуры в Таллинне Юрию Полякову. Он сказал, что Центр русской культуры в Таллинне – институция уникальная. Она одна такая не только в бывших союзных республиках Балтии, но и во всей Европе. Дело в том, что содержится она не на общественные пожертвования, не вопреки официальной политике, а благодаря ей: Центр существует на деньги налогоплательщиков Таллинна, полностью финансируется городом. Это происходит благодаря тому, что в городе власть держит центристская, а не националистическая (как в государственных органах) партия. И эта социально-либеральная Центристская партия опирается на поддержку русскоговорящего населения Таллинна, которое составляет 43 процента.

Городу выгодно содержать русский Центр прежде всего как эффективное средство культурной дипломатии. Господин Поляков сказал, что в доме концентрируется основная жизнь русскоязычной общины столицы Эстонии. И не только русскоязычной. В год Центр посещают 93 тысячи человек, из которых 22 процента эстонская публика. Наиболее интенсивна в нем театральная и концертная жизнь. А также работа киноклуба. Организовываются фестивали, сплачивающие театральные и музыкальные коллективы разных стран. Второе направление -- дополнительное образование в сфере творчества: студии хореографическая, хоровая, инструментальная. Третье направление – совершенствование сферы образования. Имеется в виду помощь учителям русских школ в росте их профессионального уровня.

Сегодня элегантные галереи Центра русской культуры украшают фотографии Александра Терехина «Путешествие в Россию». Куратор экспозиции, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова акцентирует внимание на том, что проект подготовлен совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В галереях помещены виды старых российских городов и усадеб. Отдельно выставлены архитектурные портреты соседствующих с эстонской границей древних крепостей и Пскова. Сами фотографии сняты нарочито безыскусно, без эффектных ракурсов и суперкачества композиции, технических средств. Однако в этой бесхитростности присутствует некая честность и искренность сопереживания хронотопу, который позволяет нам чувствовать свою сопричастность Большой Истории, быть ответственными за нее. Если понимать «винтаж» как мост между обыденностью и вечностью, то, да, выставка Терехина это тоже «настроение винтаж».

У слова «винтаж» имеется и музыкальное толкование: великолепный инструмент с богатой биографией. И за эту тему фестиваля отвечал, конечно, Большой симфонический оркестр (БСО) имени Чайковского. Его гастроли проходили в двух городах: древнем университетском Тарту и столичном Таллинне, в гигантском новом музыкальном зале Nokia. Программа: апофеоз классики – Четвертая симфония Бетховена и Четвертая симфония Чайковского. Под руководством дирижера Александра Сладковского БСО преподнес обе симфонии празднично, ярко и парадно. Красота звучания была подобна выделке того самого помпезного зала Дома советских офицеров флота: бархат, позолота, каскады ликующей цветности. Самодостаточное совершенство звучания оркестра в случае с Чайковским слегка снивелировало глубинные страсти и прорывающуюся сквозь вихри народного удальства неотступную и неизбежную как поступь фатума трагическую тему Четвертой. В интерпретации Александра Сладковского образ получился несколько декоративным, с оглушительными кульминациями, не поддержанными самой логикой музыкального движения. Однако публика и Тарту, и Таллинна такой вариант приняла с восторгом и стоячими овациями. Это закономерно: в филармонической афише ведущих концертных залов Эстонии винтажное настроение присутствует, а вот великих мастеров, подобных музыкантом БСО, маловато будет. 

Тарту – Таллинн – Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1585
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1785
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1896
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4266

Другие новости