0
5660
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2013 23:49:00

Настроение винтаж


Маяком дней культуры России в Эстонии может считаться великолепно отреставрированный советский Дом культуры старого Таллинна. Фото Сергей Хачатуров

Трудно найти у нас рядовой Дом культуры конца эпохи тоталитарного ампира (40 - 50-е), который бы содержался в идеальном состоянии, не сдавался бы в аренду и использовался бы по назначению. В России такой культурный антиквариат, пожалуй, что исчез: здесь евроремонт памятник культуры изуродовал, там поджег решил для кого-то проблему с дорогой землей и застройкой, где-то время постаралось стереть следы реального прошлого с лица виртуального настоящего. А вот в столице Эстонии Таллинне в самом центре города клуб эпохи советского ампира стоит как новый. Этот советский архитектурный винтаж может быть назван маяком проходящих сейчас Дней российской культуры в Эстонии. Год отмечен несколькими событиями: гастролями санкт-петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом», выступлениями звезд советской эстрады и театра (среди которых Эдита Пьеха и Роман Виктюк), выставочными программами. Хедлайнеры «дней»: гастроли колоссально Большого симфонического оркестра имени Чайковского и организованные московским Мультимедиа Арт Музеем (МАММ) выставки в Таллинне. Выставки гостят именно в галереях этого почтенного советского Дома культуры.

Почему именно этот Дом культуры стал маяком фестиваля? В нем размещается Центр русской культуры в Таллинне, благодаря которому диалог искусств между Россией и Эстонией длится интенсивно вот уже 12 лет, с 2001 года. Неоклассический особняк был построен в 1954 году архитектором А. Кузнецовым как Дом офицеров советского флота. В 1997 году постановлением министра культуры Эстонии здание было признано памятником архитектуры. Пять лет назад дом отреставрирован с такой тщательностью и вниманием к каждой мелочи, что могут позавидовать истовые ревнители наследия, педанты-англичане. Сохранены и восстановлены все детали отделки, включая символы советской империи – звезды, серпы и молоты, гербы. Как новые сверкают парадная лестница, галереи. Идеально выглядит зрительный зал с лепниной, бархатной обивкой и колоссальным круглым плафоном alaДейнека, на котором счастливые советские люди 50-х счастливо празднуют день Военно-морского флота СССР.

Как такое может быть, да еще в самой проблемной в смысле отношения к собственному прошлому стране – бывшей советской, а ныне официально антисоветской республике Эстония? Этот вопрос я задал нынешнему хозяину советского дворца, директору Центра русской культуры в Таллинне Юрию Полякову. Он сказал, что Центр русской культуры в Таллинне – институция уникальная. Она одна такая не только в бывших союзных республиках Балтии, но и во всей Европе. Дело в том, что содержится она не на общественные пожертвования, не вопреки официальной политике, а благодаря ей: Центр существует на деньги налогоплательщиков Таллинна, полностью финансируется городом. Это происходит благодаря тому, что в городе власть держит центристская, а не националистическая (как в государственных органах) партия. И эта социально-либеральная Центристская партия опирается на поддержку русскоговорящего населения Таллинна, которое составляет 43 процента.

Городу выгодно содержать русский Центр прежде всего как эффективное средство культурной дипломатии. Господин Поляков сказал, что в доме концентрируется основная жизнь русскоязычной общины столицы Эстонии. И не только русскоязычной. В год Центр посещают 93 тысячи человек, из которых 22 процента эстонская публика. Наиболее интенсивна в нем театральная и концертная жизнь. А также работа киноклуба. Организовываются фестивали, сплачивающие театральные и музыкальные коллективы разных стран. Второе направление -- дополнительное образование в сфере творчества: студии хореографическая, хоровая, инструментальная. Третье направление – совершенствование сферы образования. Имеется в виду помощь учителям русских школ в росте их профессионального уровня.

Сегодня элегантные галереи Центра русской культуры украшают фотографии Александра Терехина «Путешествие в Россию». Куратор экспозиции, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова акцентирует внимание на том, что проект подготовлен совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В галереях помещены виды старых российских городов и усадеб. Отдельно выставлены архитектурные портреты соседствующих с эстонской границей древних крепостей и Пскова. Сами фотографии сняты нарочито безыскусно, без эффектных ракурсов и суперкачества композиции, технических средств. Однако в этой бесхитростности присутствует некая честность и искренность сопереживания хронотопу, который позволяет нам чувствовать свою сопричастность Большой Истории, быть ответственными за нее. Если понимать «винтаж» как мост между обыденностью и вечностью, то, да, выставка Терехина это тоже «настроение винтаж».

У слова «винтаж» имеется и музыкальное толкование: великолепный инструмент с богатой биографией. И за эту тему фестиваля отвечал, конечно, Большой симфонический оркестр (БСО) имени Чайковского. Его гастроли проходили в двух городах: древнем университетском Тарту и столичном Таллинне, в гигантском новом музыкальном зале Nokia. Программа: апофеоз классики – Четвертая симфония Бетховена и Четвертая симфония Чайковского. Под руководством дирижера Александра Сладковского БСО преподнес обе симфонии празднично, ярко и парадно. Красота звучания была подобна выделке того самого помпезного зала Дома советских офицеров флота: бархат, позолота, каскады ликующей цветности. Самодостаточное совершенство звучания оркестра в случае с Чайковским слегка снивелировало глубинные страсти и прорывающуюся сквозь вихри народного удальства неотступную и неизбежную как поступь фатума трагическую тему Четвертой. В интерпретации Александра Сладковского образ получился несколько декоративным, с оглушительными кульминациями, не поддержанными самой логикой музыкального движения. Однако публика и Тарту, и Таллинна такой вариант приняла с восторгом и стоячими овациями. Это закономерно: в филармонической афише ведущих концертных залов Эстонии винтажное настроение присутствует, а вот великих мастеров, подобных музыкантом БСО, маловато будет. 

Тарту – Таллинн – Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1461
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3768
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2117
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2388

Другие новости