0
3225
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2013 01:00:00

В Лондоне стартовал проект SovietArt. Soviet Sport

Тэги: выставка, спорт, Sothebys


выставка, спорт, Sotheby’s На выставке в Лондоне становится очевидным, что советские художники успели быть в ногу со временем. Фото автора

В самом центре британской столицы в престижном выставочном зале аукционного дома Sotheby’s открылась экспозиция SovietArt. SovietSport. Она создана благодаря инициативе не государственной, а частной – основателя Института русского реалистического искусства (ИРРИ) Алексея Ананьева. Именно он привлек в союзники аукционный дом Sotheby’s, мецената – Промсвязьбанк, многих коллекционеров России, а также заручился поддержкой крупнейших государственных музеев, чтобы вторую часть проекта открыть в начале февраля в Москве.

В Лондоне в доме Sotheby’s показана первая, более камерная версия проекта SovietArt. SovietSport. В Москве будет монументальная, с участием госмузеев. Господин Ананьев и глава Sotheby’s – Россия Михаил Каменский четко сформулировали: лондонская выставка, хотя и делается в аукционном доме, не является коммерческой. Она составлена из произведений, что уже находятся в собрании ИРРИ и частных коллекциях и не собираются продаваться. Sotheby’s давно уже разрабатывает программу просветительских экспозиционных циклов, которые во многом способствуют имиджевому росту дома. Тем более, что тема советского спорта очень кстати в преддверии международных олимпийских игр в Сочи.

Что удивительно: живописи и скульптуре 1930 -1970-х годов на тему советского спорта вывоз за рубеж способствовал «премного к украшению». В России советское искусство самых трудных времен (крах авангарда и наступление долгих лет официоза, сменившегося застоем) всегда несвободно от идеологических догм, шор и стереотипов. Причем, одни из них (выраженные адептами партийной критики) сменяются другими (тотальной обструкцией целых периодов якобы непрогрессивного, сервильного режиму искусства). Когда это искусство вывезли, наконец, за рубеж, да еще в центр жизни contemporaryart Лондон, неожиданно стало ясно, насколько оно интересно и состоятельно вне ярлыков и идеологических штампов.

Открывает выставку зал графики. Атлетически сложенная спортсменка Александра Дейнеки, вплетенные в контржур теней силуэты лыжников Виктора Попкова, смешная пантомима, разыгранная в графике на тему спортивной ходьбы Леонида Сойфертиса, будто сошедшие со страниц модных журналов эпохи НЭП «Девушки в купальниках» расстрелянного в 1938 году Юрия Юркуна… Даже на уровне эскизного мышления, как, оказывается, мы были общительны. Угадываются параллели и с графикой Парижской школы, и с немецким экспрессионизмом, и с лучшими образцами журнального дизайна эпохи ар-деко.

Еще более интересна терапия чистого зрения на искусство 30 - 70-х годов в случае с живописью. Пожалуй, не секрет, что Адливанкин, Лучишкин и Нисский отлично смоделировали свой мир советских людей, который и похож на монументальный аналог тоталитарной Европы, и существенно от него отличается. Когда вглядываешься в нервный дисбаланс света и отмечаешь тревожную чуткость глаз советской летчицы Кати Мельниковой на портрете Самуила Адливанкина 1934 года, невольно думаешь, что этот портрет в тоталитарном обществе могли бы заклеймить как формализм или дегенеративное искусство. Наивный Лучишкин с процессиями пестрых маленьких фигурок, экспрессивный Нисский с огромным небом и низкими горизонтами, в которые вбиты клинья скоростных трасс, все они оживляли так называемый соцреализм личной интонацией, делали живопись искреннюю, пронзительную и честную.

Настоящим открытием выставки стало имя Ольги Ваулиной, ровесницы века, прожившей 94 года (1902 – 1996). В 1930-е годы она изображает советских спортсменов чудо как свободно, будто находясь в непрестанном диалоге с великими и знаменитыми, то с Пикассо, то с Сезанном. «Ну а вот эти борцы на алом фоне с кем по энергии письма соревнуются?» - спросил меня директор русского Sotheby’s Михаил Каменский. «С бубнововалетовцами?» - ответил я неуверенно. «И с ними тоже. Вообще-то я имел в виду Фрэнсиса Бэкона». А ведь действительно, похоже!

Понятно, что Ольга Ваулина о Бэконе скорее всего не знала. Однако общее поле творческих идей, общее время заряжало независимо от личных контактов. Равно как в скульптуре интереснейшим способом артикулированы общие темы неоклассики и послевоенного модернизма. Живопись же 60-х – 80-х в лице, например, такого мастера, как Михаил Изотов, для меня своеобычно ассоциируется с сомнамбулическим неореализмом Лейпцигской школы… Подобные параллели можно выстраивать дальше. Они доказывают, что, несмотря на политическую изоляцию, советское искусство стремилось быть свободным. И небезуспешно. Только для того, чтобы это понять, требуется снять шоры с глаз.

Лондон



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3843
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2151
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2418

Другие новости