0
1616
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2014 12:59:00

Красное и черное

Тэги: лаковая миниатюра


Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства расширил постоянную экспозицию. В залах, которые прежде занимали временные выставки, теперь показывают русскую лаковую миниатюру. Искусство, уходящее своими корнями в позапрошлое столетие, судя по нынешней экспозиции, помимо традиционных сказочных сюжетов, живо откликалось на исторические события и в этих случаях – еще и на политическую конъюнктуру.

Поделив экспозицию на четыре части, ее авторы следуют исторической логике: посетитель следует за развитием лакового промысла с конца XVIII века до наших дней. Первые шаги русских умельцев соседствуют с работами уже опытных европейских художников. Лицо Суворова искажено, судя по всему, не от времени, а от тогдашнего еще неумения писать лица на неровной поверхности, первые сохранившиеся образцы – с сюжетами из русских сказок и бытовыми сценками, но выписанные как будто еще робкой рукой. Любопытно, что в предреволюционный период – начало ХХ века – в сюжетах, даже взятых из русских сказок, художники выбирают сцены единоборств, схваток, битв, а совсем скоро на лаковых шкатулках лозунги Гражданской войны вытесняют плач Ярославны. Хотя сотрудники музея в аннотации к выставке утверждают, что «русские лаки, в отличие от других видов искусства, никогда не переживали «агитационный» период».

Следующий зал пропитан уже не русским, а советским духом. На пластине Александра Котягина, мстёрского мастера, «дедушка Ленин» указывает с так и не построенного Дворца Советов в светлое будущее. В подтверждение его слов кругом - миниатюры с изображением колхозных работ, идиллическими сценами из жизни советских людей, счастливые лица идущей навстречу коммунизму советской молодежи.

Особняком стоят витрины, посвященные сегодняшней лаковой миниатюре. Тут, как лед и пламень, сошлись иллюстрации к сказкам, стихотворениям и поэмам Пушкина и Лермонтова, а «первоначального» Суворова сменил композитор Чайковский, а повторявшийся из века в век плач Ярославны переродился в совсем неожиданную композицию: нынешняя Ярославна – как иконописный герой в центре композиции, а вокруг нее – в «клеймах» - картины битвы. Авторы смелее играют с пространством миниатюры. Здесь же - примеры русской иконописи, откуда, вряд ли с этим стоит спорить, и берет начало лаковая живопись.

К каждой части экспозиции прилагается развернутое описание эпохи, расшифровка почерков мастеров, идеи некоторых лучших работ. Кратко рассказывается история основных центров лаковой миниатюры – Палех, Холуй, и Мстёра. Каждой местности свойственны собственные игры с пейзажем, фигурами. Допустим, во Мстёре делают акцент не только на действии, - тут события погружены в лирические картины русской природы. Художники Палеха, напротив, склонны к фантазиям и среди традиционных равнин часто обнаруживают и запечатлевают совершенно экзотические и сказочные деревья. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

Денис Писарев

0
626
Окно в цивилизацию

Окно в цивилизацию

Василий Столбунов

Алюминиевые светопрозрачные конструкции заняли треть российского рынка

0
921
Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Анастасия Башкатова

Рост зарплат стал и целью, и проблемой отечественной экономики

0
1973
Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
1443