0
5227
Газета Культура Интернет-версия

12.08.2014 00:01:00

Алая роза в стеклянном футляре

Тэги: бродвейские мюзиклы, москва, премьеры


бродвейские мюзиклы, москва, премьеры Французские актеры мюзикла «Красавица и Чудовище» передают эстафету российским. Фото Андрея Федечко предоставлено организатором поездки

В октябре в Москве состоятся две премьеры так называемых настоящих бродвейских мюзиклов в том смысле, что они действительно с успехом шли в Нью-Йорке на Бродвее, в Лондоне, а также в других западных (а теперь уже и восточных) городах мира. 4 октября стартует «Призрак Оперы» в МДМ, 18 октября «Красавица и Чудовище» в театре «Россия». При абсолютной непохожести этих спектаклей их роднит сходная коллизия: монстр полюбил прекрасную девушку. Только в одном случае она ответила ему взаимностью и тем самым сняла с него чары, а в другом – нет.

Корреспондент «НГ» и артисты, которым предстоит играть в этих мюзиклах в Москве, решили отследить недавнее прошлое и настоящее этих мировых шоу. Следы привели их в Лондон и Париж.

«Призрак Оперы» играется в лондонском театре Ее Величества (Her Majesty’s Theatre) вот уже 28 лет. И скорее всего будет идти еще столько же, побивая все возможные рекорды театрального долгожительства.  Ибо спрос на него не снижается: билеты продаются, зал полон, несмотря на то что все эти 28 лет спектакль играют в ежедневном режиме 8–9 раз в неделю. 

Это может показаться странным и удивительным. Особенно для нас – жителей страны, где, согласно неофициальной статистике, театры посещают 3% населения. Причем 90% из этих трех приходится на Москву и Петербург. Но Лондон – принципиально другой город, не похожий в этом плане ни на одну европейскую столицу. Где еще, как в Лондоне, все центральные рестораны, пабы и кафе города предлагают меню ужинов Pre Theatre и After Theatre? И желающих очень много: ведь в Англии театры посещают не 3%, а 30% населения. Это уже официальная и точная статистика – ее ведет одна из электронных платежных систем. Кроме местных жителей в театрах полно иностранных туристов: Лондон – один из немногих городов мира (собственно, кроме Лондона еще только Нью-Йорк), где круглогодично, без привязки к каким-то фестивалям процветает театральный туризм. В основном туристы  англоязычные. Благо их по всему миру наберется немало: Австралия, США, Канада, Скандинавия. И все так и норовят вкусить прелести лондонского театрального продукта. 

Только в одном районе West End работают около 40 театров. Из них более чем в 20 идут мюзиклы и шоу, в остальных – драматические спектакли. Независимо от разновидности шоу везде выдерживается режим ежедневного проката. Играют порой годами – до тех пор, пока есть спрос. Например, знаменитый спектакль War horse («Боевой конь», знакомый россиянам по одноименному фильму, снятому, кстати, на основе спектакля) с фантастической конструкцией в роли коня идет уже восьмой сезон. Нетрудно прикинуть, что при ежедневном режиме проката «Коня» сыграли уже более двух тысяч раз. И закрывать этот проект пока не собираются.  Опять удивительно? Только не для Лондона, где существует театр Св. Мартина, в котором вот уже 40 лет  (премьера состоялась в 1952 году в театре Ambassador, а в 1974 году спектакль был перенесен в театр Св. Мартина) каждый день идет спектакль «Мышеловка» по знаменитому детективу Агаты Кристи. Так что в общей сложности этому триллеру 62 года, и все эти годы зал полон. Билеты прекрасно продаются. Даже сейчас цена хорошего билета – 65 фунтов, что немало для Лондона. В качестве бонуса в июле-августе  всем зрителям – бесплатное шампанское. Выпив его, никто не посмеет сказать, что шоу устарело.

Наряду с такими старожилами Уэст Енд (не говоря уже о внеуэстендовских театрах, коих огромное количество) предлагает множество новых и относительно новых спектаклей. Таков мюзикл Book Of Mormon. Полный черного юмора и ненормативной лексики (авторы этого шоу, получившего кучу наград и премий, известны по сериалу South Park), этот мюзикл столь популярен, что цена на билеты доходит до 200 фунтов. Недешево обойдутся и хорошие места на мюзикл Commitments, недавно вышедший на сцене самого большого (разумеется, не считая Королевской Оперы) лондонского театра – Palace. Вот уж совершенно оригинальная штучка, основанная на рассказе ирландского писателя Родди Дойла. История об ирландских ребятах, осмелившихся создать группу в стиле соул, в свое время так поразила знаменитого режиссера Алана Паркера, что он снял по ней свой известный одноименный фильм. И вот теперь мюзикл, в котором использованы лучшие «черные» хиты в стиле соул (сугубо афроамериканский джаз-роковый стиль, мало доступный белым исполнителям), играется великолепными молодыми актерами в основном ирландского происхождения. Но самое потрясающее – это полуторатысячный зал, состоящий преимущественно из людей весьма взрослого поколения, которые хором (и качественно!) подтягивают вместе с актерами весьма непростые джаз-роковые шлягеры. 

Город буквально дышит театром.  Мюзиклы с оригинальной музыкой прекрасно уживаются с такими, где song list включает мировые шлягеры, а густонаселенные шоу, в которых сотня участников корус лайна синхронно бьет степ (именно так мы чаще всего представляем себе «правильный» бродвейский мюзикл), соседствуют с камерными элитарными спектаклями, рассчитанными на полсотни зрителей. Среди всего этого пиршества жанров и стилей «Призрак Оперы» не кажется музейным экспонатом. Это абсолютно живой спектакль, в котором вот уже много лет работают одни и те же костюмеры, гримеры, постижеры и бутафоры, однако актерский состав меняется достаточно часто. Каждый новый актер играет свою роль абсолютно по-своему. Распространенное мнение о том, что бродвейский мюзикл играется по «кальке», – расхожий штамп необразованных невежд, ничего не понимающих в этом жанре. Психологизма в нем может быть не меньше, чем в опере Пуччини. А может быть не больше, чем в зингшпиле Моцарта. Как говорят в Лондоне, it depends…

В Париже, где планировалось проследить пути «Красавицы и Чудовища»,  обнаружилось, что «Призрак Оперы» присутствует и здесь. Извилистые дорожки Монмартра привели к крошечному винному погребку, хозяйкой которого оказалась правнучка Гастона Леру – автора романа Le Fantome de l’Opera.  Обаятельнейшая Вероник с юмором относится к тому, что не получает роялти от проката мюзикла, который кое-кого уже сделал мультимиллионером. Как минимум автора музыки и владельца всех прав на шоу сэра Эндрю Ллойд Уэббера. Более того, она с ним даже не знакома. Хотя бы эту несправедливость российские исполнители главных ролей Елена Бахтиярова и Дмитрий Ермак решили  исправить на премьере «Призрака Оперы» в Москве, где они организуют историческую встречу композитора с прямой наследницей писателя. В Москве зрители увидят и подземное озеро с сотней горящих свечей, по которому призрак увозит на лодке свою возлюбленную. Между прочим, это озеро – не выдумка: оно реально существует в подвалах Опера Гарнье и выполняет чисто инженерную, а не мистическую функцию – компенсирует внешнее давление подземных вод на фундамент здания. Ну а на двери пятой ложи в Опера Гарнье прибита медная табличка: Loge Du Fantome de l’Opera. Каков же был восторг экскурсионных групп, разглядывавших ложу призрака, когда в ней вдруг появились московские артисты Елена Бахтиярова  и Дмитрий Ермак и запели a капелла знаменитый дуэт.

Московская версия мюзикла «Красавица и Чудовище» приняла эстафету у парижского спектакля (в Париже шоу закрывается).  Церемония прошла красиво и символично: артисты парижской версии после последнего представления передали московским актерам алую розу в стеклянном футляре – романтическую эмблему одной из самых популярных сказочно-любовных историй. Овация забитого до отказа парижского театра Mogador длилась минут семь: казалось, что парижане всем партером вкупе с балконом готовы ездить на московские показы полюбившегося им мюзикла. На самом деле мало что из Парижа реально переедет в Москву – разве что какой-то реквизит. Костюмы, декорации, свет, звук – в Москве все будет свое. А уж тем более артисты: Анастасия Яценко, исполнительница роли Белль, и Павел Левкин, играющий Чудовище. Французский язык (мюзикл всегда исполняется на языке той страны, где он прокатывается) весьма экзотично воспринимался в сочетании с известной музыкой Алана Менкена, привнося в спектакль элемент французского шансона и удивляя не вполне благозвучными ударениями. Что навело на мысль о том, как же, наверно, экзотично звучат бродвейские мюзиклы на русском языке…

После закрытия театра Mogador парижская театральная жизнь уже ничем не зацепила: летом здесь почти что мертвый сезон; основные театральные события смещаются в сторону фестивальных центров. И только «Призрак» притаился в ложе № 5 Опера Гарнье в надежде услышать чарующий голос так и не полюбившей его красавицы.

Лондон–Париж–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
966
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
931
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
746
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
496

Другие новости