Наталья Фатеева в роли Ингрид (Иры) Карловны Соболевской. Кадр из многосерийного телевизионного фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979 г.)
«Главное - выдержать характер. Уж если я дрессирую настоящих львов, то с дикобразами я как-нибудь справлюсь», - говорит подруге Наташе укротительница диких зверей Зоя в фильме «Три плюс два». Именно эта роль в 1963 году сделала знаменитой Наталью Фатееву, которая в жизни чем-то похожа на свою героиню. По крайней мере, «характер держит» – и неохотно говорит о собственной славе и о судьбоносном фильме. Не потому, что плохой - комедию Генриха Оганесяна любят и смотрят до сих пор благодаря тонкой, непринужденной, остроумной игре совсем еще молодых актеров. А потому, что в его тени почти потерялись другие, не менее удачные роли - пусть зачастую и второго плана.
Наталья Фатеева родилась в Харькове. Родители – отец-военный и мать-директор ателье мод – не видели дочь актрисой, однако она все же поступила в Харьковский театральный институт, а позже и во ВГИК. В киношколу Фатеева, с ее опытом не только участия в студенческих постановках, но и работы диктором на Харьковской любительской телестудии, была зачислена сразу же на 4 курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. В первый же год учебы во ВГИКе Фатеева дебютировала в кино – в эпизодической роли в фильме Виктора Ивченко «Есть такой парень». А первую главную сыграла спустя год, в 1957-м, в картине «Случай на шахте восемь». Ее героиня Алла оказывается между двух огней – пытается примирить главных в своей жизни мужчин, отца и возлюбленного. На съемочной площадке сама Фатеева также встретила любовь – режиссера Владимира Басова, ставшего ее мужем. Вместе они работали над фильмами «Жизнь прошла мимо» (1958) и «Битва в пути» (1961). В последнем актрисе вновь досталась главная женская партия. Однако с Басовым на момент съемок Фатеева уже развелась, и при финальном монтаже экранного времени у ее героини осталось немного. История их трагической любви с персонажем Михаила Ульянова показана будто урывками, о чем сама актриса вспоминает с сожалением - работая над фильмом, такого результата она не ожидала.
Работа над «Три плюс два» помогла Фатеевой отвлечься и от творческих, и от личных неудач, хотя ни она, никто другой не подозревали, какой успех ждет картину. Ведь даже Андрей Миронов – покоривший сердце Зои ветеринар – был тогда еще совсем начинающим актером. Полюбившаяся зрителям в этом фильме героиня Фатеевой не стала любимой для самой актрисы. Она, к примеру, горадо больше ценит свою Люсю из ленты «Здравствуй, это я!» 1965 года – погибшую на фронте девушку главного героя - хотя зрители и помнят этот фильм скорее как дебют Маргариты Тереховой.
Сыгранных Фатеевой героинь нельзя назвать второстепенными – речь о ролях второго плана, деталях, из которых и складываются в итоге фильмы. Здесь и завуч из «Розыгрыша», и дочь профессора Мальцева Людмила из «Джентльменов удачи», и Соболевская из «Места встречи…», и, конечно, жена вождя из «Человека с бульвара Капуцинов» с ее коронной фразой – «Женщина, не смей прикасаться к моему мужу!» - и движением рукой, сжимающейся в кулак перед лицом Александры Яковлевой. «Выдержать характер», оказывается, можно и в таком крошечном эпизоде. Этот особое, доступное далеко не всем актерам умение – делать даже самый мимолетный кадр маленьким произведением искусства – Фатеева не утратила до сих пор. За роль в прошлогоднем мини-сериале Валерия Харченко «Летящие по ветру листья» (он же «Вагончик мой дальний») она получила «Нику» - как лучшая актриса второго плана.