0
5046
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2015 14:31:00

Процветающий консерватизм Казани

Тэги: казань, татарстан, шаляпинский фестиваль, театр, опера


казань, татарстан, шаляпинский фестиваль, театр, опера Сцена из оперы "Севильский цирюльник" Фото пресс-службы фестиваля

В Казани завершается 33-й Шаляпинский оперный фестиваль – старейший в нашей стране музыкальный форум, традиционно собирающий сливки вокала постсоветского пространства. Фестиваль родился в далекие уже теперь брежневские годы, был для своего времени предприятием невиданным и по-европейски прогрессивным, сумел пережить лихолетье 90-х, из всероссийского вырасти в международный и сохранить стабильность и престиж до нашего времени. Раз выбранная модель – спектакли текущего репертуара наполнены пением приглашенных звезд – успешно работает и сегодня, более того, за прошедшие десятилетия именно по этому принципу был организован не один оперный фестиваль на просторах бывшего СССР. Именно вокалу здесь отдают предпочтение, Шаляпинский – это прежде всего смотр голосов, и в меньшей степени – дирижерских трактовок: режиссерские же новации здесь по-прежнему не очень в чести, хотя иногда и попадаются неординарные решения. Но музыкальная составляющая форума однозначно превалирует, а постановки ориентированы на консервативные вкусы любителей бельканто. Столь же консервативна и афиша по части названий – в ней преимущественно только самые популярные русские, итальянские и французские оперы: Шаляпинский, несмотря на свое реноме и «долгоиграющий» успех, все никак не отважится на нетривиальные репертуарные ходы, что не вполне оправданно, доказательство чему – оглушительный успех у местной публики редкой в России оперы Гершвина «Порги и Бесс», данной в концертном исполнении.

Нынешний фестиваль проходит под знаком 140-летнего юбилея начала регулярных оперных сезонов в богатом волжском городе, по случаю чего на церемонии открытия президентом Татарстана Рустамом Миннихановым были награждены более двух десятков сотрудников театра. Опера в Казани – почти ровесница Федора Ивановича: не будь ее в свое время в этом городе, еще не известно, появился ли бы вообще этот великий русский самородок. Традиционно в день его рождения (13 февраля) на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля дают «Бориса Годунова» - оперу, в которой легендарный бас прославился на весь мир: на этот раз в титульной партии блистает любимец казанской публики Михаил Казаков. Другое русское название фестиваля не менее культовое – «Евгений Онегин», в котором бесспорно вокальное и артистическое мастерство московского солиста Василия Ладюка.

Юбилейный фестиваль обошелся без премьеры – редкий случай: в афише только проверенные работы, те, что уже зарекомендовали себя у оперных фанатов. Самой свежей постановкой является «Любовный напиток», которого Юрий Александров перенес в сентябре прошлого года из московской «Новой оперы». В его же режиссуре идут другие итальянские хиты – «Аида» и «Севильский цирюльник», причем в первой «аутентичные» итальянские вокалисты больших восторгов не вызывают, в то время как во втором московско-питерская сборная музицирует вполне по пезарским стандартам (Владимир Мороз, Алексей Татаринцев, Виктория Яровая и др.). Второе фестивальное режиссерское имя – Михаил Панджавидзе: его работ аж пять, включая редакцию баратовского «Бориса». Трагическая «Турандот» без признанного финала Альфано, «Онегин», пропитанный пушкинской поэтикой, «Баттерфляй», начинающаяся с атомной бомбардировки Нагасаки в 1945-м тем самым сыном героини, увезенным когда-то с родины ветреным папой-янки, визуально традиционный, но режиссерски очень многозначный, тонкий «Риголетто» - все спектакли исключительно интересные как оригинальные театральные высказывания.

Аутсайдер фестивального проката – пожалуй, «Кармен» Георгия Ковтуна: несмотря на яркую и нетрадиционную блондинку-героиню в лице москвички Елены Максимовой и ветерана фестиваля мариинца Ахмеда Агади в партии Хозе, эта версия не убеждает ни музыкально (в основном из-за неумной, волюнтаристской редактуры), ни постановочно (режиссура фактически заменена хореографическими номерами – солистов, хора, миманса). На другом полюсе впечатлений – гершвиновская опера, данная хотя и в концертном формате, но с эмоциональной отдачей, почище многих и многих спектаклей. В соответствии с завещанием композитора почти все ведущие партии исполняют негритянские певцы, чья органика в этой музыке – предсказуема, хотя от этого не вызывает меньший восторг. Но настоящая сенсация – насколько вжились в эту музыкальную вселенную, в общем-то, совсем непривычную для российского оперного театра, казанские музыканты – штатные солисты местной оперы, хор (хормейстер Любовь Дразнина) и оркестр под водительством итальянца Марко Боэми свингуют наравне с афроамериканцами, доводя публику до состояния экстаза. Свидетельство чему – редкий оперный бис, когда по требованию зала, определенно выраженному громовыми овациями, повторили всю финальную сцену оперы. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1697
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4123

Другие новости