0
8090
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2015 00:01:00

Барышников сдался и все-таки сыграл Нижинского

Тэги: михаил барышников, премьера, вацлав нижинский, роберт уилсон


михаил барышников, премьера, вацлав нижинский, роберт уилсон Уилсон умеет окружить актера экзотическим антуражем. Фото с сайта www.crtmilano.it

За свою жизнь Михаил Барышников получал около 15 предложений исполнить роль великого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского. Самое заманчивое поступило от Ингмара Бергмана в 1970-х, но, увы, проект не состоялся. 

В этом году артист наконец «сдался» роли, преследовавшей его долгие годы, и сыграл Нижинского в спектакле «Письмо человеку» Роберта Уилсона. В сентябре в рамках 2-Монди-фестиваля постановку можно было увидеть на сцене миланского Teatro dell'Arte, а с 20 сентября спектакль отправился в мировое турне – в Мадрид, Монте-Карло, Париж, Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

«Письмо человеку» – третья совместная работа Барышникова и Уилсона. В 2007 году по приглашению режиссера знаменитый танцовщик украсил галерею «Оживших портретов», перевоплотившись в Святого Себастьяна, а в 2013-м вместе с Уилсоном и Уиллем Дефо познакомил американскую публику со «Старухой» Даниила Хармса.

В новом проекте артист и режиссер подступились к сложнейшему и загадочному произведению – дневникам Нижинского, написанным великим танцовщиком в сумасшедшем доме. 

Эта книга, созданная гениальным человеком, пусть находящимся в нездравом уме, скрупулезно фиксирует поток сознания ее автора – отстраненный самоанализ, откровенное самобичевание в духе героев Достоевского, размышления о даре, взаимоотношениях с Богом и неизменный диалог с Дягилевым. 

Уилсон использует наиболее сильные фрагменты текста как векторы, задающие направление сценическому действию. При этом режиссер остается верен своей эстетике, поэтому визуальный ряд спектакля и пластический рисунок Барышникова существуют параллельно произносимому тексту. 

Почти пустой планшет сцены, меняющий цвета задник и узкая прорезь двери, в которой появляется герой с выбеленным лицом. Он гримасничает, зависает в воздухе и, конечно же, танцует. 

Смешной и страшный клоун в смокинге, чуть-чуть Чарли Чаплин, чуть-чуть Фред Астер. Этот Нижинский далек от того «бога танца» и «царя воздуха», которым запомнили его современники. Барышников и Уилсон рассказывают историю немолодого безумца, живущего в мире грез. И зритель физически ощущает тот морок, в котором находится его сознание. 

В сценических метафорах, кажущихся случайными, соблюдена предельная точность. Вот Нижинский сидит на стуле и пристально всматривается в зал – а ведь именно так выглядела мизансцена последнего спектакля уже обезумевшего артиста в швейцарском отеле «Сювретт-хаус», когда он заставил нервничать публику и полчаса неподвижно смотрел на нее.

Или Нижинский–Барышников кружит по сцене, опаленный огнем, словно в агонии, – и сразу вспоминается старший брат танцовщика слабоумный Станислав, который сгорел заживо незадолго до того, как помешался Вацлав.  

«Письмо человеку» – спектакль страшный, задевающий за живое, трагичный. При этом исполнитель главной роли всегда «застегнут на все пуговицы». Холодная и отстраненная манера игры, в которой существует Барышников, «компенсируется» его виртуозной пластикой и выразительностью. Его движения настолько безупречны, что в них вопреки законам природы совершенно не прочитывается возраст исполнителя. 

Так, одну из самых пронзительных сцен он играет почти неподвижно, повернувшись спиной к зрителю. Нижинский стоит на шатающейся доске и тянет руку к льющемуся из окна свету. Фоном звучит признание танцовщика, что он готов терпеть свое безумие до конца дней, потому что этого хочет Бог. И в этой мизансцене, которую любой другой актер мог бы превратить в банальность, Барышникову удается прожить жизнь гениального танцовщика, способного и в безумии проявить невероятную внутреннюю силу. Известно, что когда Дягилев решил исцелить Нижинского работой и предложил ему участие в «Русских сезонах», тот резонно ответил: «Я не могу танцевать, я сумасшедший».

Конечно, спектакль Уилсона обретает дополнительные смыслы благодаря тому, что роль одного выдающегося балетного артиста играет другой. Невольно круг тем, затронутых в работе, проецируется на судьбу самого Барышникова. 

Казалось бы, что может быть общего у таких разных артистов? У знаменитого русского танцовщика, потерявшего родину, лишившегося возможности выступать в 29 лет из-за внезапно настигшего его безумия, и у его успешного коллеги, сознательно покинувшего родную страну и сделавшего немыслимую карьеру за границей? Ответом на этот вопрос становится метафоричная сцена из «Письма человеку»: легкий как перышко герой кружится по сцене. Он настолько увлечен танцем, что не замечает, как рабочие разбирают декорации и уносят реквизит. Нижинский-Барышников продолжает движение, не обращая никакого внимания на то, что спектакль неминуемо подходит к концу.

Милан–Москва                                         



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
828
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
989
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
795
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
942

Другие новости