0
3952
Газета Культура Интернет-версия

01.05.2016 23:47:00

Живые души

Тэги: театр, спектакль, премьера, санктпетербург


Автобиографическая проза «Крещённые крестами» Эдуарда Кочергина - национальный бестселлер 2010 года, по сей день востребованный читающей публикой. Восьмилетний ребенок, сын врага народа и шпионки, да к тому же польки, бежал из Омского детского приемника домой, в Ленинград, и путь этот длился шесть лет. Ужас пребывания во многих детприемниках с тюремным режимом и воспитателями, потерявшими человеческий облик, теплушки, бесконечные железнодорожные пути, встречи с разным людом, чаще воровским и преступным, не убили в ребенке живую душу. Кочергин продолжил традиции, если угодно, романа воспитания, романа о детстве - времени становления души, только происходящей в античеловеческих условиях.

Притягательность книги в том, что душа героя формируется так же, как в «Детстве Багрова-внука» Аксакова, «Детстве» Льва Толстого и Максима Горького, «Исповеди» Жана-Жака Руссо. Ужас бытия, детально описанный Кочергиным, не исключает поэзию детства.

Эдуард Кочергин - большой художник, и его проза – проза художника с живописными выразительными деталями, поэтической конкретностью наравне с ужасами, выпавшими на долю героя, одного из многих, обделенных страной детством. В полную силу показано становление не только характера, но и художника со своим миром, страшно и жестоко «крещенного крестами». Автор объясняет это старинное выражение «сидельцев знаменитых русских тюрем - крестов», где находились воры и политические, а в сталинские времена появились «сидельцы детских крестов», детприемников НКВД».

Детство малолетних сидельцев, бежавших оттуда, стало литературной основой спектакля Большого драматического театра имени Товстоногова в постановке Вениамина Фильштинского. Он же автор сценария, емкого, динамичного, без малейшей сентиментальности. Спектакль идет на малой сцене в оформлении Кочергина. Образ спектакля – карта железнодорожных путей, которые преодолел герой, хроника его жизни, точнее детства, проведенного в дороге. Это личностное произведение. На экране появляется автор повествование, и мужественный голос Геннадия Богачева начинает историю.

Пятеро молодых актеров, две девушки и трое молодых людей, повествуют о перипетиях жизни юного героя, вначале ребенка, затем только вступающего в подростковый возраст. Большая часть нагрузки падает на юных актрис Алену Кучкову и Карину Разумовскую. Они воплощают внутреннюю жизнь ребенка. Это счастливая находка режиссера, точная и благородная. Актрисы не играют детей. Они открывают их души - героя по имени Степаныч, и его друга, «слепенького Митяя». Актрисы не щадят себя, раскрывая мельчайшие движения, происходящие в душах этих маленьких, необыкновенно мужественных детей. В их трагической жизни, полной опасности, несправедливости, есть дружба, верность, любовь. Сердце щемит, когда Степаныч узнает о смерти своего друга. Филигранная режиссерская работа, торжество психологической актерской школы! Актрисы играют по несколько ролей, и эти перевоплощения требуют полной отдачи душевных сил. Как замечательна Алена Кучкова – матка Броня, Бронислава Одынец, мать Эдуарда Кочергина. Сколько женственности, изысканности в ее внешнем рисунке и сколько душевной глубины! Она с удивительной нежностью поет польскую колыбельную, олицетворяя материнство, которого столько детей было лишено. В образе воспитательницы Алена Кучкова вызывает физическое отвращение, и в то же время она создает карикатуру, полную сатирической едкости. Карина Разумовская показала пробуждающийся талант художника, его способность видеть красоту природу. Эта важная грань повествования Кочергина в спектакле проходит красной нитью.

Виктор Княжев и Рустам Насыров играют по несколько ролей разного плана – от симпатичных солдат, подкармливающих из своего солдатского довольства голодных детей-бродяг, до вертухаев. Руслан Барабанов вносит сатирическую струю, время от времени эскизно изображая «друга детей товарища Сталина». Он делает это мягко, не нарушая поэтики спектакля.

Фон эпохи создает музыкальное оформление. Звучат бодрые песни в исполнении детского хора; конечно же, «Артиллеристы, Сталин дал приказ» Тихона Хренникова, «Кантата о Сталине» Александра Александрова. Актеры поют соответствующие времени песни и сиротскую песню «Там, в саду при долине». И делают это выразительно и тонко без излишней истеричности (музыкальный руководитель - Иван Благодер).

Ясная, истинно русская проза Кочергина разбавлена блатным жаргоном, органично вписывающимся в повествование и не кажущимся чужеродным. Жаргон частично сохранен в спектакле, но он не режет уха, ибо введен не для колорита, но отвечая правде жизни. И потому уведомление в афише о том, что спектакль предназначен зрителям старше 16 лет, излишне. Это история нашей страны, нашего народа в благородном сценическом воплощении, и этот спектакль многое может раскрыть юношеству. 

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1076
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1331
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1216
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1195

Другие новости