Сцена из спектакля. Фото с сайта bestoftheatre.co.uk
В весенне-летнем сезоне в лондонском Театре герцога Йорка играют бессмертную трагедию Кристофера Марло. Оглушительный успех спектакля обязан в первую очередь исполнителю роли Фауста – кумиру телезрителей в странах, где уже шестой сезон показывают знаменитую «Игру престолов», Киту Харингтону.
В последние дни 29-летний Харингтон, известный по роли Джона Сноу в сериале «Игра престолов», стал персонажем не только культурной, но и политической хроники британской столицы. А все потому, что он нецензурно прокомментировал итоги референдума о выходе своей страны из Евросоюза. Актер настолько раздосадован брекзитом, что не удержался от того, чтобы не выругаться по поводу «ужасной ошибки», которую допустили его соотечественники.
Каждый вечер Кит выступает в роли современного Фауста – неудачника, мечтающего о карьере фокусника или рок-певца и познающего мир с помощью телевизора и ноутбука. Чтобы справиться с волнением перед выходом на сцену, Харингтон придумал своеобразный ритуал – он целует фотографии своих родителей и брата.
В отличие от классической версии, где доктор Фауст заключает 24-летний пакт с дьяволом в обмен на свою душу с целью приобрести сверхъестественные способности, небрежно одетый герой Харингтона бредит лишь о признании. Его нестерпимо гложет гордыня и ослепляет желание покорить чуть ли не всю планету. Поэтому он решается на самый губительный шаг – сделку с Мефистофелем в женском обличье.
Кстати, постановщик спектакля Джейми Ллойд отдал большинство мужских ролей актрисам. Из слуги Фауста Вагнера он делает ассистентку под тем же именем. Ею герой, похоже, увлечен, что не мешает ему, однако, убить возлюбленную в порыве демонизма.
Режиссер задается вопросом: зачем сегодня продавать душу? Только ради того, чтобы стать известным рок-музыкантом и по совместительству иллюзионистом, который тусуется с американским президентом Бараком Обамой и британским премьером Дэвидом Кэмероном? Такой подход добавляет в спектакль изрядную порцию сатиры. Хотя Ллойд сделал все для того, чтобы зрителя сопровождало чувство тревоги. Так, в абсолютной тишине из-под сцены неожиданно появляется зловещее существо – по-видимому, Люцифер.
Для контраста в спектакле достаточно много песен и плясок. В антракте Мефистофель в исполнении Дженны Рассел поет композиции 1980-х типа хита Кайли Миноуг Better the devil you know. Мефистофель в юбке - угрюмая, саркастичная и по-настоящему ужасающая.
Неудивительно, что сам Харингтон охарактеризовал спектакль как мрачный и смешной. Для актера «Доктор Фауст» крайне важен, так как позволил ему наконец-то вырваться из амплуа красавца и героя-любовника.
К тому же, как признался Харингтон Sunday Times, повышенный интерес поклонников к его внешности утомляет и раздражает. А в киноиндустрии и рекламе процветает сексизм. Впрочем, без демонстрации физических достоинств Харингтона не обошлось и в «Докторе Фаусте».
На вопрос «НГ», почему из множества предложений он выбрал трагедию Марло, Харингтон ответил: «По правде говоря, я не читал и никогда не видел постановки «Фауста». Мне нравится, что в нашем прочтении Марло я играю парня, пытающегося стать фокусником в стиле Копперфильда. По сути, это пьеса о человеке, который оказался пленником собственных желаний».
Спектакль «Доктор Фауст» заканчивается очень эффектно: не расплатой под раскаты грома, как у Марло, а долгим объятьем с Мефистофелем.Лондон – Москва