0
5475
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2016 12:00:00

Балет «Анна Каренина» покажут в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Тэги: музыкальный театр, премьера, балет, анна каренина, кристиан шпук


музыкальный театр, премьера, балет, анна каренина, кристиан шпук Анна – Ксения Рыжкова, Вронский – Дмитрий Соболевский. Фото Карины Житковой\пресс-служба театра

15, 16 и 17 июля Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко покажет последнюю премьеру сезона – балет «Анна Каренина». Постановку спектакля по мотивам одноименного произведения Льва Толстого осуществили хореограф Кристиан Шпук, сценографы Йорг Цилинский и Тини Буркхальтер, художник по костюмам Эмма Райотт и дирижер Пол Коннелли.

История интерпретаций романа Толстого на балетной сцене началась в 1972 году, когда Родион Щедрин в соавторстве с Майей Плисецкой, Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым создал спектакль «Анна Каренина». Славу этому балету обеспечила остро-драматичная сюжетная канва, яркая театральная музыка и легендарная Майя Михайловна в заглавной партии. С тех пор интерес хореографов к произведению Толстого — явление почти беспрецендентное.

В 1993 году в Мариинском театре постановку «Анны…» осуществил француз русского происхождения Андре Проковски. Для своего балета он избрал сборную музыку Чайковского, идеально корреспондирующую с эпохой, описываемой в романе, и личной трагедией героев. По тому же пути пошел петербуржец Борис Эйфман, в начале 2000-х создавший одноименный спектакль для собственной труппы. Возрождению партитуры Щедрина поспособствовал русский американец Алексей Ратманский: премьера балета с новой хореографией состоялась в 2004 году в Копенгагене. Спустя 10 лет, Ратманский перенес постановку в Мариинский театр. Авторы «первоисточника» патриотический порыв одобрили — на первом представлении композитор с супругой вышли на сцену поприветствовать артистов.

Кристиан Шпук, в 2014 году создавая свою «Анну Каренину», ориентировался на традиции немецкой хореодрамы — балета, с четко выстроенной драматургией и детальной прорисовкой характеров героев. Поиски убедительного сценического решения привели его к произведениям Сергея Рахманинова и Витольда Лютославского (в программе также указаны имена композиторов Сулхана Цинцадзе и Иосифа Барданашвили). По словам балетмейстера, страстная, романтическая музыка Рахманинова отражает внешнюю сторону жизни персонажей — пышность петербургских балов, зарождение и развитие чувств Анны к Вронскому, ревность Каренина. А напряженные, изобилующие диссонансами опусы Лютославского— внутреннее, нервное состояние героини.

Осваивая азы профессионального мастерства в труппе Штутгартского балета, Шпук в совершенстве овладел стилем полномасштабных хореодрам Крэнко и Ноймайера. В спектакле много непринужденной пантомимы, в кульминациях сменяющейся танцевальными обощениями – экспрессивными монологами и ансамблями героев.

Трагическую атмосферу происходящего сценографы Йорг Цилинский и Тини Буркхальтер подчеркнули дождливыми пейзажами Петербурга (у Щедрина и Плисецкой отражением душевных терзаний Анны был снег) и черно-белыми видеопроекциями, на которых мелькают кадры приближающегося поезда. Визуальный лейтмотив балета — стволы тянущихся вверх берез — воспринимается одновременно как символ неугасающей надежды и дань постановщиков русской культуре.

Немногочисленные сценические аксессуары используются художниками максимально практично. Красующийся вначале премьерного ролика спектакля перрон вокзала, в соответствии с ситуацией трансформируется то в трибуну ипподрома (сцена скачек), то в стол, за которым Сережа рассматривает игрушечный железнодорожный состав (сцена встречи Анны с сыном), то в морской пирс на итальянском побережье (последний дуэт согласия любовников).

Ответственная за костюмы Эмма Райотт (постоянный соавтор Шпука) сочинила мужские костюмы-тройки и длинные женские платья из капрона и кринолина, украшенные шлейфами. Главное достоинство этих нарядов —соответствие исторической эпохе, главный недостаток — массивные корсажи и пышные юбки скрывают фигуры танцовщиков и сковывают их движения.

А между тем, ведущей исполнительнице необходимо чувствовать себя комфортно — партия Анны Карениной требует не только технической вышколенности, но и актерского дарования, умения передавать страсть. Планку последующим танцовщицам задала Майя Плисецкая, как никто другой умевшая очеловечивать «стерильную» балетную лексику: нервные, пронзительные монологи ее Анны даже в записи пробирают до дрожи. Впоследствии каждая из балерин наделяла героиню Толстого индивидуальными чертами. Проковски создал изысканный пластический образ женщины высшего света, ориентируясь на элитарный стиль танца Юлии Махалиной. Эйфман ставил свою «Анну…» в расчете на Нину Змиевец, балерину огненного темперамента и исключительных физических данных. В спектакле Ратманского главную партию исполняли царственная Ульяна Лопаткина и трогательная Диана Вишнева. Последнюю выбрала своей преемницей сама Майя Михайловна.

Кристиан Шпук, тщательно отбирающий артистов для своих постановок, идеальной Анной счел приму Цюрихского балета Викторину Капитонову. На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко заглавную партию исполнят Ксения Рыжкова, Оксана Кардаш и Наталья Сомова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1361
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1549
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1657
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3928

Другие новости