0
22390
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2017 00:01:00

Николай II и кающаяся балерина

Станислав Минин
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Станислав Александрович Минин – обозреватель «Независимой газеты», религиовед.

Тэги: кино, матильда кшесинская, николай второй, алексей учитель, генпрокуратура, запросы, общество, мораль, церковь, канонизация, святые


кино, матильда кшесинская, николай второй, алексей учитель, генпрокуратура, запросы, общество, мораль, церковь, канонизация, святые Алексей Учитель борется за право снимать фильм о Николае II. Фото с сайта www.rockfilm.ru

Российские кинематографисты вступились за фильм «Матильда» Алексея Учителя, премьера которого намечена лишь на октябрь 2017 года, но о котором говорят и пишут так много, как будто картина в прокате уже давно. Два запроса в Генпрокуратуру от депутата Натальи Поклонской. Обвинения в дискредитации «царя-страстотерпца» Николая II. Ярлык «антироссийской и антирелигиозной провокации». Анонимные призывы поджигать кинотеатры, которые посмеют показать фильм. Теперь и сам Алексей Учитель направил жалобы в Генпрокуратуру – и на Поклонскую, и на угрожающих насилием активистов.

Может, если люди протестуют столь страстно, то и бог с ней, Матильдой Кшесинской? Если император Николай II свят, то, наверное, и не могло у него быть романа с балериной Мариинского театра, пусть даже до помолвки с будущей императрицей? А если и был роман, то, может, не стоит снимать об этом кино, чтобы на нимб не упала тень?

Оставим в стороне вопрос о том, греховно ли цесаревичу вступать в связь с балериной. Святыми в русской, да и вообще в христианской, традиции становятся далеко не всегда за непорочную жизнь от колыбели до гроба. Николая II и его семью святыми сделал последний год их жизни, непротивление убийцам, сближающее их с князьями Борисом и Глебом. До этого была жизнь человека из плоти и крови и правителя огромной империи. И эта жизнь не могла быть монашеской. Святым человека делает, как правило, поступок, который, может, и оттеняет, но не отменяет другие поступки, сомнения и страсти.

Апостол Петр, безусловно, святой. Но чуть ли не первое, что вспоминаешь о нем, – это трехкратное отречение от Иисуса до петушиного крика. Пример чудовищного малодушия, но евангелисты почему-то не вымарали его из своих текстов, а Петр свят. Или апостол Павел. Он был гонителем христиан, пока на пути в Дамаск  не услышал голос Бога и не ослеп на три дня. Автор «Деяний апостолов» почему-то решил написать о том, что было с Павлом до его обращения, а мог бы и не дискредитировать. Конечно, рядом с ним не было представителей движения «Царский крест», некому было подсказать…

Святость – это всегда спор и сомнение. И вокруг канонизации Николая II спорили не соборные отцы далеких веков, а наши современники в 90-е годы. Нетрудно вспомнить и аргументы «против»: приверженность императора и императрицы сомнительному мистицизму (об этом тоже, наверное, нельзя говорить), политическая безответственность, отсутствие мотива смерти за веру в расстреле царской семьи. Вопросов было множество – от статуса и роли убитого императора в Церкви до канонических последствий его отречения от престола. Любая канонизация монарха – акт политико-символический, и в середине 90-х он был совершен. Означает ли это, что Николай II перестает существовать в других, человеческих измерениях и не может стать героем светского фильма? Конечно, нет.

Протоиерей Георгий Митрофанов, член комиссии по канонизации святых, так высказался по поводу причисления последнего российского императора к лику святых: «В житии государственной деятельности и церковной политике Николая II дается достаточно лаконичная и сдержанная оценка. Мы не идеализируем государя. Святые не безгрешны». Хочется добавить: и касается это не только политики. Матильда не мешает Николаю II считаться святым, а страстотерпчество в 1918 году не мешало ему быть с любимой женщиной в 1893-м.

В стремлении представить святого безгрешным нет ничего православного, если понимать под православием многовековую традицию, а не письма в Генпрокуратуру. 129-е правило Карфагенского собора провозглашало анафему тем, кто считает, что святые, прося у Бога прощения, просят не для себя, а только для других, потому что  им самим прощать уже нечего. Православные не приняли и католического догмата, согласно которому на Деву Марию при зачатии не перешел первородный грех. Можно сказать, что в этом проявился антропологический оптимизм, о котором с трудом вспоминаешь, когда видишь и слышишь разъяренных активистов. Всякий человек грешен изначально и так или иначе грешит каждый день, но это не мешает ему не просто становиться святым, но и быть причастным к рождению Чуда.

Превращение людей, признанных Церковью святыми, в нравственных роботов – явление вполне современное, и суть его заключается в упрощении всякой сложности, в том числе сложности судеб, чувств, пути. Подобный ход мысли порождает категоричность, легко переходящую в агрессию, вызванную невозможностью достичь идеала в грешном мире. Объектом этой агрессии почти неизбежно становится творчество, искусство, которое всегда сомневается, всегда ставит вопросы.

Чтобы не вызывать возмущения православных депутатов и стражей морального облика последнего императора, Матильда у Алексея Учителя должна быть не балериной, а инокиней, которая вместе с цесаревичем читает молитвы и жития святых. Или по крайней мере кающейся балериной. У Николая II как будто еще раз отбирают жизнь, подсовывая вместо нее нечеловеческий суррогат.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1173
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3011
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2121
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1692

Другие новости