Константин Райкин не изобретал концепции своего поэтического вечера: читал то, что любит. Фото с официального сайта театра "Сатирикон"
Константин Райкин осуществляет свой вызов не в выступлениях на съезде СТД о цензуре, которые так растиражировали СМИ, — куда больший вызов он как художник и большой артист делает сейчас, когда в течение двух часов читает поэзию. В «Сатириконе» этот вечер назвали «Своим голосом».Кому-то из журналистов по душе выудить из всего вечера его фразу о любви в России к некрофилии, хотя Райкин говорит не так и не о том, что приписывают ему заголовки бойких изданий.
Он приобщает зрителя к своим любимым ритмам, строфам, стихам. Он обнаруживает красоту избранной им поэзии и азартно ведет зрителя к восхищению, пережитому им однажды от таких поэтов как Давид Самойлов, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Осип Мандельштам, и, конечно, вечер венчает Александр Пушкин.
Ничто не предвещало успеха столь отчаянной идее: один на сцене зала «Планета КВН» Райкин выходит, не замечая эстрадного пространственног
Райкин начинает свой вечер как раз с поэзии Давида Самойлова, которая в чтецкой программе актера оказалась самой значительной частью. Сравнивая чтение Константина Райкина с тем, как читал сам автор, находишь и общее, и, конечно же, различия. Сближает, к примеру, того и другого печаль, когда, актером читается одно из лучших стихотворений отечественной поэзии «Выезд». Слова «Помню — папа еще молодой» сразу настраивают на детские воспоминания, но и на сиротство. Самойлов читал так, словно своей поэзией реинкарнировал отца, свою детскую память, счастье рая, когда все были живы и счастливы. И пролетка мчит семью незнамо куда, но в будущую жизнь. Еще на этом пути нет смерти.
Когда Райкин присваивает этот текст Самойлова себе, то первая фраза об отце обретает автобиографическ
Еще в Давиде Самойлове Райкин находит опору своим воззрениям на искусство. С какой тревогой он читает стихотворение «Вот и все, смежили очи гении». Давид Самойлов и не подозревал, когда писал, что будет означать «все разрешено» у соотечественнико
Вместе с тем, Самойлов дает и опору, которую Константин Райкин делает главной в своих воззрениях на искусство: это — потребность в красоте, нет – нет, не в карамельном глянце, а в той красоте, которую надо увидеть, распознать, открыть. Способность удивляться совершенству мироздания есть залог чего-то самого важного не только в художнике, но и в человеке. Эти интонации слышатся не только в своего рода манифесте для актера, когда он читает стихотворение «Красота», но и в восхищении простодушного застолья у Цыгановых, как окрестил сам Райкин, незатейливый пир советского раблезианства: с соленым огурцом, похожим на лягушонка, прохладной капусткой, с зеленым луком на тарелке подобным тугому перу. Актер ведет к крещендо описание стола, слышна ода радости, гимн бытию, в котором на равных и картошка, что плавится в сковородке, и та безличная красота, которую открывают миру поэты.
О красоте Райкин продолжит разговор, читая стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Девочка еще не знает, что она не красива, и безмятежно счастлива, гоняя с мальчишками во дворе, но Райкин, вслед за поэтом видит ее будущее, полное драматизма. Актер заставляет нас вглядеться в милую дурнушку, он безжалостно выставляет напоказ ее изъяны. И мы проживаем ее судьбу, тревожась и сострадая ей.
Константин Райкин не изобретал концепции своего поэтического вечера: читал то, что любит. Осипа Мандельштама любит и читает давно.
Актер выполняет еще и культуртрегерску
Венчает вечер А.С. Пушкин. Актер читает в том числе «Сцену из Фауста», преображаясь то в равнодушно скучающего Фауста, то в шкодливого Мефистофеля, который с особым воодушевлением развлекает себя и свою жертву. Подхихикивая, слегка приплясывая, он вожделеет не только от предвкушения злодеяния, но и оттого, что злодеяние санкционирует не он, а Фауст. Он лишь воодушевленный исполнитель.
Вечер поэзии в «Сатириконе» — одно из самых сильных впечатлений от нынешнего театрального сезона, потому что Константин Райкин возвращает пошатнувшуюся веру в красоту слова, в необходимость читать, слушать, перечитывать великих поэтов. Райкин напоминает, что красота, поэзия и глубина переживания и есть тот абсолют, к которому стоит стремиться, потому что все это помогает жить.