0
4159
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2017 13:20:00

Музыку революции исполнят люди будущего

Тэги: революция, консерватория, прокофьев, ляпунов, мейтус, хармс, персимфанс


революция, консерватория, прокофьев, ляпунов, мейтус, хармс, персимфанс Оркестр без дирижера исполнит программу "Красное колесо" из сочинений тех, по кому прокатилось колесо революции. Фото предоставлено организатором проекта.

Министерство культуры настоятельно рекомендует творческим коллективам отметить 100-летие революции 1917 года. Далеко не все могут органично вписать это в свои планы, чего не скажешь о Персимфансе – истинном детище послереволюционных лет, ведь даже именем его по моде тех лет стала аббревиатура (от «первый симфонический ансамбль»). В Большом зале Московской консерватории 9 апреля уникальный в своем роде оркестр без дирижера исполнит программу «Красное колесо» из сочинений, по чьим авторам «проехалось» «красное колесо» большевистской революции. Помимо Скрипичного концерта Прокофьева, прозвучит музыка Ляпунова, Мейтуса и Хармса, которой мы никогда не слышали и вряд ли скоро услышим снова.

Исторический Персимфанс родился в 1922 году и просуществовал 10 лет, до 1932, пока постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» государство не похоронило авангард. Оркестр предлагал новую концепцию исполнения симфонической музыки, среди прочего, основываясь на утопических взглядах на будущее. Этот «всадник без головы» (как его огульно поименовали в одной из первых рецензий) существовал на позициях творческой свободы и равенства, часто выступал на заводах и фабриках, в клубах, обращаясь к условному человеку будущего.

Персимфанс нового созыва появился в 2008 году по инициативе мультиинструменталиста и композитора Петра Айду, который вместе с единомышленниками стремится изучить и воссоздать традиции коллектива: не только концепции программ и необычную рассадку музыкантов, но и взаимодействие внутри коллектива. Концерт «Красное колесо» посвящен утопическим идеям послереволюционных лет, ведь теперь, спустя 100 лет, выходит, что мы и есть те самые люди будущего, к которым была обращена музыка тех лет. Концерт проходит в рамках международного фестиваля LegeАrtis, руководит которым скрипачка Ася Соршнева, а его музыкальная программа связана с философским форумом в австрийском Лехе, где нынче в фокусе внимания – размышления Гёте о человеке будущего.

Программа концерта обещает если не сенсации, то важные открытия: лишь Первый скрипичный концерт Прокофьева хорошо знаком публике, об остальных сочинениях подавляющее большинство впервые узнало из афиши. О них на пресс-конференции рассказал активист Персимфанса, музыкант и один из самых неординарных умов своего поколения, контрабасист Григорий Кротенко. Он напомнил о печальной судьбе Хармса, в 1941 году арестованного за антисоветскую пропаганду и умершего от голода в психиатрической тюремной больнице. В концерте мастер черного юмора и абсурда предстанет в амплуа авангардного композитора; прозвучит его кантата «Спасение» (1934), которая не имеет нот, но имеет партитуру: текст, ритмически расписанный на четыре голоса. Ее и исполнят всем оркестром.

Незаслуженно забытый русский композитор Сергей Ляпунов представляет в концерте поколение музыкантов, с наступлением новых времен по-прежнему одной ногой (а то и обеими) стоявших в XIX веке. Он принадлежал романтической традиции ушедшего столетия так же, как его симфоническая поэма с провокационным названием «Гашиш» (1913) – по тем временам весьма старомодное сочинение с литературной программой, заимствованной из поэмы Голенищева-Кутузова, где долгий трип героя описан языком романтических грез о манящем, но жестоком Востоке. В 1918 году Ляпунова некстати избрали старостой консерваторской церкви. Когда началось изъятие церковных ценностей, он отказался сдавать ключи, за что его тут же осудили, правда, условно. В 1923 году композитор успел выехать на гастроли в Париж и там скоропостижно скончался от инфаркта.

Сергей Прокофьев выезжал из России в 1917 году в противоположном направлении, через Японию в Америку. В его дневнике сохранились яркие рассказы о первых революционных днях и встречах с Керенским, которого Прокофьев лично уговаривал выпустить его из страны. А в 1927 году Сергей Сергеевич впервые после 10-летнего перерыва появился в Москве по приглашению Персимфанса и выступил в Большом зале консерватории. Успех этих концертов подтолкнул его к возвращению в Советский союз и, как знать, не будь тех выступлений, может его судьба сложилась бы иначе. Учитывая эти обстоятельства, Персимфанс почел своим долгом вместе с солисткой Асей Соршневой исполнить Первый скрипичный Прокофьева, написанный в 1917 году, незадолго до эмиграции.

Еще один важный штрих в пеструю музыкальную картину того времени вносит сюита Юлия Мейтуса «На Днепрострое», посвященная одной из грандиозных советских строек. В отличие от Ляпунова и Прокофьева, это революционное произведение, настоящий музыкально-индустриальный авангард, и если бы Мейтус продолжал в том же духе, то, вероятно, стал бы одним из наиболее интересных композиторов не только Советского союза, но и Европы. Однако вследствие упомянутого выше постановления, Мейтус перешел в разряд второстепенных советско-украинских классиков, писал большие оперы по законам соцреализма и заставил позабыть о своих ранних экспериментах. Сюита «На Днепрострое», судя по всему, никогда прежде не исполнялась, Персимфанс представит мировую премьеру сочинения, написанного в переломном 1932 году, на излете авангардного направления в искусстве послереволюционных лет.

Москва – один из шести городов фестиваль LegeArtis, который в сезоне 2016-2017 также проводит концерты в Мадриде, Дюссельдорфе, Лондоне, Берлине и Вене. А на осень 2017 года, непосредственно к празднованию столетия Октябрьской революции, Персимфанс запланировал большой проект совместно с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, в рамках которого коллективы обменяются гостевыми визитами, а к исполнению готовится еще один раритет – симфоническая рапсодия Иосифа Шиллингера «Октябрь» (1927).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
1098
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
557
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
504
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
149

Другие новости