0
4436
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2017 00:01:00

Бацилла фашизма заразна

Тэги: театральная премьера, лев додин, брехт


театральная премьера, лев додин, брехт В спектакле Льва Додина эмигранты Циффель (Татьяна Шестакова) и Калле (Сергей Курышев) встречаются в типичном немецком кафе средней руки Фото с официального сайта Малого драматического театра – Театра Европы

«Страх Любовь Отчаяние» – новый спектакль Малого драматического театра – Театра Европы в постановке Льва Додина. Режиссер стал и автором сценической композиции, в основе которой две пьесы Бертольта Брехта – «Разговоры беженцев» и «Страх и отчаяние в Третьей империи».

Брехт писал «Разговоры беженцев», взяв за образец причудливую композицию романа Дени Дидро «Жак – фаталист», в котором диалог сменяется авторскими отступлениями, пояснениями, размышлениями. Нарочитая фрагментарность не лишила роман логики и стройности, подчеркнув взаимосвязь различных явлений. Додин, соединив сцены из двух пьес, связанных общим замыслом, создал цельное произведение. Философский диалог ведут Циффель (Татьяна Шестакова) и Калле (Сергей Курышев). На них возложена труднейшая задача – соединить сцены и дать четкий политический и моральный комментарий к режиму Гитлера. Актеры создают запоминающиеся образы. Чего стоит первое появление Шестаковой! Закованная в тяжелое кожаное пальто, с сигарой, лихо и как-то вызывающе торчащей изо рта, актриса всем обликом говорит, что настроена решительно. Разговор подхватывает интеллигентный, мягкий Курышев. Диалог строится на контрапункте – резкие инвективы Циффеля оттеняются вдумчивыми, лишенными открытого обличительного пафоса речами Калле.

У Брехта эмигранты Циффель и Калле встречаются в ресторане вокзала Хельсинки. Додин переносит действие в типичное немецкое кафе средней руки. Это не первый спектакль Боровского в этом театре с трудной сценой, не имеющей достаточной глубины и кулис. Сценография Александра Боровского вносит эмоциональную ноту в заданный диалогами Циффеля и Калле публицистический настрой. Художник создал два пространства. На заднем плане идет обычная жизнь кафе: оркестр, певцы, снующие официанты. Жизнь правдиво и неназойливо воссоздана, в чем немалая заслуга актеров, создающих выразительный фон. Солист оркестра (Евгений Серзин) ассоциируется с Конферансье из фильма Боба Фосса «Кабаре», хотя актер не похож на исполнителя этой роли Джоэля Грея. Но подобный психологический тип в нем мгновенно узнается.

Спектакль вызывает множество политических и художественных ассоциаций. Огромные витрины, по которым барабанит почти непрекращающийся дождь, навевают страшный образ. Такие витрины – отличная мишень для нацистских погромов. Тревожный свет (Дамир Исмагилов) освещает пространство кафе. Два столика, за которыми ведут разговоры посетители кафе, воспринимаются как два полюса – Циффеля, Калле и остальных. История начинается с шестой сцены «Страха и отчаяния в Третьей империи». За столиком пьют пиво порядочные по виду люди: Судья (Игорь Иванов) и Следователь (Владимир Селезнев). Дело, которым должен заняться Судья, простое: штурмовики разгромили ювелирный магазин, и их надлежит наказать. Но владелец магазина – еврей. Возникает проблема: у судьи, следователя и прокурора (Павел Грязнов) есть семьи. Лица этих добропорядочных людей перекашиваются от страха: понятно, какой приговор вынесут эти насмерть перепуганные люди. Доминанта сцены – зримо воплощенный страх, завладевший ими, – вырастает до символа. Эти безымянные обыватели согласно своим профессиям – архетипы испокон веков продажных и трусливых служителей закона. Подобное укрупнение образов, превращающихся в аллегории, характерный художественный прием спектакля.

Появившаяся в кафе троица штурмовиков, набросившихся с волчьим аппетитом на сосиски, национальное немецкое блюдо, так же символична. Молодые актеры Евгений Санников, Иван Чепура, Станислав Ткаченко в диалоге с безработным Францем (Станислав Никольский) демонстрируют отменное владение приемами профессиональных убийц, мелких винтиков имперской машины. Противостояние Франца и «веселых ребят» длится недолго. Сила и право на их стороне, хотя потерпевший поражение Франц держится с достоинством. Эпизод точно сыгран Никольским.

Атмосфера в кафе накаляется: страх и отчаяние перетекают через рампу в зрительный зал. Появление супругов Фурке (Наталья Акимова и Сергей Власов) усугубляет безысходность ситуации. Немолодые интеллигентные люди обуяны страхом, за который не может не быть стыдно человеку. Их страх порожден подозрениями: их сын-подросток за ними шпионит, чтобы донести в гестапо. Эта пара одновременно и симпатичная, и жалкая.

Трагическую ноту вносит история Юдифи (проникновенная работа Ирины Тычининой), почувствовавшей невольное отчуждение к ней, еврейке, мужа-арийца. Бацилла фашизма проникла в самое сокровенное – в семью.

Безысходность ситуаций преломляют сарказм и спартанская стойкость Циффеля и Калле. Владея брехтовским методом остранения, Татьяна Шестакова и Сергей Курышев доносят темперамент мысли драматурга. В их диалогах угадываются строки известного стихотворения Брехта: «Перед нами трудности движения по равнине».

Трагедия приобретает шекспировский масштаб: расставлены все акценты. Благодаря тонкой нюансировке актерской игры кафе не превращается в политическую арену. Брехт писал «Страх и отчаяние в Третьей империи», основываясь на рассказах очевидцев и газетных публикациях. За этим стояли живые люди, воплощенные актерами с предельной тонкостью. Спектакль воспринимается не как историко-документальное полотно, запечатлевшее трагедию ХХ века, а как высказывание о том, что в мире и сегодня попираются гуманистические основы и их надо защищать.  

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1071
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1325
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1207
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1190

Другие новости