0
5149
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2017 00:01:00

Гамлет с лицом Мориарти

Тэги: театр, премьера, гамлет, лондон, роберт ике, эндрю скотт, новые технологии


театр, премьера, гамлет, лондон, роберт ике, эндрю скотт, новые технологии Шекспировские страсти и современные технологии. Фото с сайта www.thestage.co.uk

Премьеры спектакля «Гамлет» режиссера Роберта Ике в Лондоне ждали с особым трепетом – главного героя играет Эндрю Скотт, снискавший популярность благодаря виртуозному исполнению роли Мориарти в побивающем все рекорды вот уже четыре года телесериале «Шерлок».

Постановка идет на сцене небольшого Harold Pinter Theater в Вест-энде. Шекспировских героев режиссер с легкостью переносит в наши дни и делает при этом ставку на новейшие методы подачи классического текста. Призрак отца Гамлета появляется тут в виде изображения, сделанного камерами видеонаблюдения. Сцена оборудована тремя экранами – большим в центре и поменьше по бокам. На них транслируется хроника из жизни датской королевской семьи, в том числе просмотр ею представления бродячей труппы, срежиссированного самим Гамлетом с целью разоблачения Клавдия. Его и Гертруду снимают камерой для «живой трансляции», которую выдают на экраны, так что зрители в зале могут наблюдать все нюансы реакции Клавдия-убийцы на увиденное. А само действие сопровождается музыкой Боба Дилана, в прошлом году получившего Нобелевскую премию по литературе и потому особенного актуального в этом сезоне исполнителя.

Критики считают, что Эндрю Скотт переиграл своего соперника по «Шерлоку» Бенедикта Камбербэтча, который в 2015 году также предстал перед лондонской публикой в роли Гамлета. Скотт играет принца очень уязвимым, сбитым с толку и несчастным. Он не боится плакать перед зрителями. Его монологи звучат очень искренне и буквально обнажают душу. Он бывает, казалось бы, спокойным, хотя и угрюмым, но через секунду превращается в объятого яростью человека. Узнав об отравлении отца, встает на опасный путь. Все, что происходит на сцене, – возможно, всего лишь галлюцинации принца, которые толкают его на безумные действия. И зритель уже сомневается в том, а замешан ли Клавдий в убийстве отца Гамлета.

Задумка режиссера состоит в том, чтобы до самого конца зритель гадал, существует ли объект возмездия в лице Клавдия или все происходящее на сцене – результат помутневшего рассудка Гамлета? Его жестокое обращение с матерью и невестой шокирует, и все это заслуга Скотта.

«Мой Гамлет постоянно взаимодействует со зрителем, и это ключевой момент всей постановки, – рассказал актер в разговоре с обозревателем «НГ». – О том, «быть или не быть?», я спрашиваю не себя, а зрителя. И имею в виду: остаться мне в живых или совершить самоубийство?» На вопрос, не получится ли так, что на спектакль будут ходить исключительно поклонники Скотта из-за его исполнения роли Мориарти, актер ответил: «Я знаю, что на постановку приходит не только солидная публика, но и молодые люди, именно благодаря моему Мориарти. Но в том-то и суть, ведь они с Гамлетом очень похожи, оба не совсем в ладах с рассудком».

Впрочем, новый лондонский «Гамлет» – отнюдь не спектакль одного героя. Должного внимания заслуживают и второстепенные персонажи. Джессика Браун Финдли в роли Офелии – невинная девушка, преданная отцу и безумно влюбленная в Гамлета. Кстати, Скотт и Финдлей (российские зрители знакомы с ней по роли Сибил Кроули в английском сериале «Аббатство Даунтон») уже не первый раз играют вместе, они снялись в мелодраме «Фантастическая любовь и где ее найти».

Джульет Стивенсон (Гертруда) и Ангус Райт (Клавдий) правдиво изобразили любящую пару. Ее королева – не просто особа, которую как вещь передали от одного брата другому, а живая женщина, которая при всей любви к Клавдию выбирает сына. Дядя же Гамлета – персонаж, который совсем не похож на злодея.

Как ни странно, но «Гамлет» Роберта Ике – спектакль не о страстях датского двора, а о семье, которая сломлена и разрушена. Но не потому, что ее члены – злодеи, а потому, что ими движут не всегда адекватные человеческие эмоции. И в этом особая трогательность постановки. В финальной сцене все умершие персонажи с благословения «тени отца Гамлета» удаляются за стеклянную стену – якобы в небытие, где их ждут дорогие и любимые в прошлом люди.  

Лондон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1155
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
933
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
864
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
587

Другие новости