0
4012
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2017 00:01:00

Почему родители делают несчастными своих детей?

Тэги: театральная премьера, старый дом, владимир панков, рецензия


196-7-1_t_1.jpg
Елена Яковлева играет интеллигентную
соседку по коммуналке. Фото Олеси Хороших
предоставлено пресс-службой ЦДР

Для старта театрального сезона Владимир Панков поставил новый спектакль по пьесе отца-основателя Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) Алексея Казанцева «Старый дом» – одной из лучших у драматурга. Написанная в 1976 году, как оказалось, пьеса не только не утратила актуальности, а благодаря режиссуре Панкова открылась новейшему времени неожиданными смыслами.

Панков – один из тех редких людей, который чтит своих учителей. Эта постановка – благородный жест, знак памяти и признательности Алексею Николаевичу, который в свое время, открывая центр, призвал молодежь. Володя был в их числе. Здесь, в ЦДР, молодой кудряшовец начал осуществлять свои режиссерские проекты.

Помимо этого, Панков сцену на «Соколе» – бывший театр Бориса Покровского, – которую передали в свое время в ЦДР, привел со своей командой в порядок; здесь и состоялась премьера. Алексей Николаевич не дожил до того момента, не вошел на те площадки, которых он добился для своего детища. Спустя 40 лет после написания пьесы Казанцевым ставится его «Старый дом» в стенах театра, им созданного, в день памяти, когда ровно 10 лет назад не стало Алексея Николаевича.

«Старый дом» написан о том, как искалечили судьбы двум молодым. Дом, в котором когда-то бывал Лев Толстой, давно превращен в коммуналку. Где был зал – поставили перегородки и заселили людей, которые потеряли право на частную жизнь. Вместо коммуны граждан будущего – вынужденное и ожесточенное сосуществование с драками, разборками и унижениями слабых. События разворачиваются в 60-е.

Но Панков ставит спектакль не о нашем прошлом. Скорее через прошлое он задает один вопрос: почему мы такие, почему мы так плохо живем, почему мы так жестоки там, где, казалось бы, должны получать только любовь, поддержку – в семье. Почему столько несчастья, несправедливости от самых-самых близких? И как результат – родители своими руками делают несчастными своих детей.

Подвал дома на «Соколе» приспособлен под сцену. Глубины почти нет. Но это не препятствие для того, чтобы обозначить коммунальную жизнь старого дома 60-х годов прошлого века. Панков любит проводить несколько линий «обороны». Первая, разделяющая сцену и зал, – остатки балюстрады сталинского ампира, какие-то слегка оплывшие, дикого фиолетового цвета, симметрично вставшие с краев, вторая линия – место действия живущих в квартирах, третья, самая глубокая, у задника – подсвеченные проемы снежного цвета, на стекле которых мелькают силуэты обитателей.

Декорация вытянута фронтально (художник Максим Обрезков), и Панков использует сценографическую жилплощадь рачительно. В каждом углу что-то происходит, причем он любит строить действие в параллель. Тут тебе и музыканты, и актеры, играющие разные сцены одновременно. К тому же он любит удваивать персонажей.

Молодые влюбленные герои, выпускники школы Олег Крылов и Саша Глебова, расстаются при драматических обстоятельствах и встречаются снова в старом родном доме спустя 12 лет. Роль молодого Олега играет Никита Жеребцов, а взрослого – Павел Акимкин. Также и роль молодой Саши исполняет Фаина Колоскова, а взрослой – Анастасия Сычева. Этот прием позволяет играть со временем. То взрослые смотрят на себя молодых, из настоящего в прошлое, то молодых достраивают взрослые, когда прошлое прыгает в будущее. Зачастую диалоги подхватываются обеими парами. Разные актерские поколения органично встроены и потому естественно сосуществуют. Такой прием, казалось бы, столь обнаженно условный, помогает главной цели – естественному существованию актера, которому не надо в возрасте 30 с лишним играть 18-летнего подростка и наоборот.

Как всегда, Панков предельно насыщает сцену. В пьесе Казанцева всего 15 действующих лиц – у Панкова на сцене вместе с музыкантами около 30. Тут тебе и дворничихи с метлами, то и дело расчищающие линию между сценой и залом, и музыканты, играющие кто на трубе, кто на виолончели, кто на фортепиано, чуть в глубине.

Возможно, потому создается эффект совсем не камерного высказывания, а панорамы частной жизни советского человека. Могли бы Олег и Саша жить счастливо, но не случилось. И вот, встречаясь спустя 12 лет, они уже не способны возвратиться в свою юность. И хоть в Олеге Павла Акимкина живет смутная надежда все-таки поменять жизнь, но появляется он в родном доме каким-то опустошенным, словно доживающим жизнь в свои 30. Груз вины, что в свое время не заступился ни за Сашу, ни за Юлию Михайловну, соседку, в которую по-мальчишески влюбился, точит его. Его малодушие тогда стало причиной драмы. Саша уехала. За эти годы три раза побывала замужем, детей иметь не сможет. Юлия Михайловна тоже исчезла, хоть и жизнь ее, по слухам, сложилась. Он хочет вернуть Сашу, он всегда любил только ее, а может быть, хочет исправить прошлое? Саша не дает ему такой возможности – Олег будет жить всегда с чувством вины, а она – вспоминать о счастье первой любви, быть может, единственной в ее жизни.

Родителей в спектакле играют первоклассные актеры: мать Олега Таисью Петровну – Елена Шанина, отца Олега Павла Ивановича – Андрей Заводюк. В коммунальном бытии эта семейная пара – положительные граждане, с претензией на интеллигентность. А вот соседская семья Саши, прямо скажем, не столь положительная. Ладно бы простецкая, рабочая. Отец Максим Ферапонтович – его мощно играет Дмитрий Костяев – дебошир и пьяница, озлобившийся на мир человек, заливающий свое горе водкой, напивающийся до чертиков, спаивающий малолетнего сына, избивающий свою темную и забитую жену. Зинаиду Семеновну играет Анна Гуляренко, которая прочерчивает судьбу своей героини жестко. Из забитой бабы она к финалу превращается в равнодушную, ожесточившуюся. «Подох бы скорее» – вот слова жены умирающему мужу. Теперь уж он беспомощный, не тронет ее. А у нее жизнь только начинается. Глядишь – приоделась, губки подкрасила. Отмучалась. Она рада, что его не будет.

Отношения двух семей близки к Монтекки–Капулетти в пространстве коммунального быта старого дома. Для них брака Олега и Саши быть не может. Для первых это будет неравный брак, особенно для Таисии, а вот для последних градус ненависти к благополучным соседям сильно выше, чем любовь к своей дочери.

Елена Шанина играет ласковую домохозяйку, милую хлопотунью, которая и бутерброды мужу соорудит, и обед у нее всегда готов. Однако при всей внешней мягкости она домашний деспот, который душит в своей фальшивой нежности мужа, ставшего подкаблучником, пилит сына. Постепенно раскрывается этот характер: интеллигентный щебет, смехотворное сословное высокомерие не скроют жестокой и цепкой пошлячки. И так случится, что она окажется ничем не лучше своих диких соседей Глебовых. Игра Шаниной виртуозна. Эта способность наделить и обаянием свою героиню, но с помощью едкой иронии оценить свою Таисию – высший пилотаж. Муж измучен скрытой злобой собственной жены. И хоть и стоит он утром навытяжку перед ней, дает проявить ей заботу о себе, но когда предупреждает, что снова задержится на работе, мы понимаем – никакая это не работа. Он ищет повода не возвращаться домой. Бойся гнева терпеливого человека. Когда сын сбежит из родительского дома, уйдет и отец.

Елена Яковлева играет в этом спектакле Юлию Михайловну, настоящую интеллигентку, тихо и скромно живущую в коммуналке. На беду в нее влюбляется мальчик Олег. Его тянет к другому строю жизни. Ему хочется с ней говорить. Как же смешна сцена, когда молодой Олег решается объясниться в любви и остаться на ночь у взрослой соседки. И без того стеснительная Юлия Михайловна и смущена, и становится сама нелепой, бегая от подростка, как девочка на перемене. Ее аргументы не действуют, вразумительные доводы – тоже. А Олег настроен решительно: уже снял рубашку, сквозь очки шахматиста сверкает глаз героя-любовника, который сейчас возьмет приступом бедную Юлию Михайловну. Нелепое, почти водевильное происшествие. Если бы не Петр Кузмич Разуваев. Работает он вроде на заводе, но ему бы прямиком в организации надзора за мирными гражданами. Вдохновенный стукач, инквизитор советского образца по велению души подсматривает, подглядывает, проводит дознание, кто вышел из дома, кто зашел. Молодого Разуваева играет Антон Пахомов. Актер вцепился в роль и сыграл этот типаж безжалостно. Социальный гротеск бьет ключом. Эти манифестации о моральном облике в позе подглядывающего в замочную скважину сколь смешны, столь и страшны. Хочется соскочить с кресла и удавить его. Но актер еще дает понять, что причина этой якобы моральной неистовости в том, что он давно отлучен от женщины. Его жена очень больна. Есть в этом по виду скопце что-то нездоровое: надо всех замазать, чтобы ни у кого не было жизни.

Спустя 12 лет он уже другой: взрослого Разуваева играет, напротив, мягко, сдержанно Михаил Янушкевич. Но и его хочется удавить. Уже к нему ходит женщина, хотя жена в больнице. Как ни в чем не бывало, он навязчиво гостеприимен. Хочет, чтобы Олег с ним выпил. Ни тени раскаяния, только вот при прощании просит: «Скажи, что любишь меня».

Даже Разуваев хочет быть любимым, не беда, что разрушил жизнь Олегу и Саше. Ничего, они молодые …  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2507
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3139
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2333
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4123

Другие новости