Лабораторию устроили среди объектов Музея космонавтики. Фото предоставлено пресс-службой Музея космонавтики
К творческому эксперименту русского народного ансамбля имени Людмилы Зыкиной «Россия» и композитора Дмитрия Курляндского поначалу относились скептически. И действительно, традиционное звучание щипковых и авангардные опусы тех, кто эту традицию всячески избегает, казалось, было невозможно соединить в одно целое. Однако затея удалась, и теперь новые сочинения конкурсантов Первой лаборатории можно послушать в Itunes. В этом году проект вновь вышел на космическую орбиту: как и прежде, желающих отправиться в это музыкальное путешествие явилось немало, но строгое жюри – художественный руководитель ансамбля и дирижер Дмитрий Дмитриенко, куратор лаборатории и руководитель проекта Дмитрий Курляндский и продюсер ансамбля Елена Климова – определило шестерых лучших.
В качестве источника для вдохновения участникам предложили некоторые полотна «Амаравеллы» – русских художников-космистов прошлого века. Перед исполнением каждой пьесы выбранные картины демонстрировались зрителям, и не на экране, а на мольберте, установленном рядом с музыкантами. Скованные концертными рамками слушатели не рискнули спуститься вниз и рассмотреть работы, впрочем, как и все усеянное экспонатами пространство музея. К сожалению, его задействовали не до конца, хотя просторные залы и уникальные объекты позволяли использовать все, вплоть до организации перформансов или спектаклей-бродилок. Формат гала-концерта также остался прежним: зыкинцы исполняли небольшие композиции, напичканные всевозможными новейшими приемами, и делали это настолько мастерски, словно гастролировали с такой музыкой по всей стране.
На сей раз действие проходило в посвященном изучению Луны павильоне Музея космонавтики, когда за окном на темном небе появились звезды. Первое сочинение, погрузившее всех в мистериальную атмосферу, называлось «Анаморфозы»: его автор, Алина Подзорова создала композицию, в которой простая мелодия всплывала из тревожно звенящего фона и постепенно погружалась в пучину звуков. Похожую задачу преследовал и Андрей Бесогонов, хотя его опус «Уходящий в пустоту» в большей степени состоял из подвижных, почти разорванных мотивов, аккордов-кластеров. Два преподавателя Московской консерватории Алексей Наджаров и Николай Попов представили типичные для них пьесы (как сказали бы музыковеды, «отразившие стиль их творчества»). И если первый из них попытался воспроизвести электронное звучание путем повторяющихся высоких звуков баяна и неких остинатных биений, то второй привлек настоящую электронику, с которой вступил в диалог баянист Владимир Черных на фоне абстрактно-движущейся картины видеохудожника Эндрю Квинна, в полной темноте после небольших технических накладок.
Наиболее концептуальное и тщательно продуманное произведение принадлежало Венедикту Пеунову из Нижнего Новгорода. В своих «Песнях космоса» он подчеркнул все русское: отечественных художников-космистов, специфику ансамбля «Россия», само явление космоса, столь важное для нашей страны во все времена. Отправной точкой его пьесы послужила фольклорная свадебная песня «Долина-долинушка», рассмотренная сквозь призму минимализма, оттого практически не узнаваемая на слух. Победителем же музыкально-космического приключения стал Дмитрий Бурцев, который выполнил, по его словам, «шизофреническую задачу» для композитора. Рассадив баянистов среди зрителей, а других музыкантов по группам, указывая для каждого свой маршрут в партитуре, он передал идею движущихся небесных тел по своей траектории. А затем наконец-то вернулся на Землю, где его с призами встретили продюсер ансамбля «Россия» Елена Климова, заместитель директора Музея космонавтики Вячеслав Климентов и Дмитрий Курляндский в белом скафандре.