Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna записывают Первую симфонию Малера. Фото со страницы Александры Муравьевой в Facebook.
Предстоящее выступление Теодора Курентзиса и оркестра MusicAeterna в Большом зале консерватории 25 ноября предварила десятидневная «Лаборатория современного зрителя». Совместный проект Пермского театра оперы и балета московской Дирекции образовательных программ призван рассказать публике о сочинениях, вошедших в гастрольную программу дирижера – Первой симфонии Густава Малера (в одной из редакций называлась «Титан») и Скрипичном концерта Альбана Берга.
«Цель лаборатории – погрузить зрителя в контекст исполняемых произведений, подготовить его к интеллектуальному восприятию музыки», – рассказала «НГ» организатор лаборатории Вероника Гайдель. Просвещать публику взялся сам маэстро, прибегнув к помощи музыковедов, композиторов и критиков. Серьезность, с которой театр подошел к своей миссии, впечатляет. Беседы общего плана – о композиторах-дирижерах или особенностях дирижерской интерпретации – заинтересовали любителей музыки. Специальные музыковедческие лекции, включающие анализ партитур, обзор малеровских рукописей, привлекли профессиональных музыкантов. Любителям танца проект предложил не связанные напрямую с концертом встречи – краткую историю хореографии «в двенадцати эпизодах» и практический мастер-класс балетмейстера Владимира Варнавы.
Автор этих строк побывала на открытой встрече Теодора Курентзиса с публикой в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (собеседником дирижера выступил композитор Леонид Десятников). Несмотря на огромный наплыв слушателей – любителей и профессионалов – беседа была ориентирована все же на последних. Ее главную часть составил аналитический разбор Первой симфонии Малера. «Будущее музыки – в возможности восприятия зрителем. Многие опусы мы не всегда правильно понимаем. Задача слушателя – войти в пространство сочинения, почувствовать его изнутри», – подчеркнул в разговоре маэстро.
Рассказав о возникновении симфонии, Курентзис и Десятников углубились в изучение партитуры. Дирижер, следуя своей поэтической натуре, концентрировался на мельчайших деталях – в метафорических выражениях описывал «живительные» соло гобоя, «взлетающие» пассажи струнных, «небесный» хор валторн… Более сдержанный Десятников – кратко пояснял публике, о чем идет речь.
При всех достоинствах сказанного художниками, катастрофически не хватало музыкальных пауз – подобный формат требует иллюстрации материала. Впрочем, этот пробел восполнили две лекции Ренате Старк-Войт – музыковеда и редактора Нового критического издания сочинений Малера: первая была посвящена анализу симфонии, вторая – источникам (эскизам, рукописям, прижизненным изданиям с собственноручными пометками композитора), на основе которого ведется работа по переизданию малеровских партитур.
Упущенные на первой встрече слуховые впечатления проект, правда, компенсировал на расстоянии. В последний день лаборатории зрители имели возможность посетить студийную запись симфонии – в исполнении оркестра MusicAeterna под управлением Курентзиса.