0
2544
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2017 16:29:00

Что объединяет Джона Леннона, Леди Гагу и футбольный клуб «Боруссия»

Тэги: рояль, steinway, музыка, вэбке вундсторф, леди гага, бенджамин бриттен, джон леннон, боруссия дортмунд


рояль, steinway, музыка, вэбке вундсторф, леди гага, бенджамин бриттен, джон леннон, боруссия дортмунд Готовый инструмент состоит из 12 тысяч деталей. Фото автора

Концертный рояль Steinway – необходимая принадлежность любого респектабельного филармонического зала, 90% пианистов в мире выбирают именно его, а музыканты и слушатели считают лучшим в мире. Но многие ли при этом задумываются: откуда берутся все эти инструменты? И в чем секрет мирового доминирования Steinway & Sons? Является ли этот инструмент принадлежностью концертных залов и домов миллионеров или есть более доступные модели? На все эти вопросы удалось получить ответы из первых рук, непосредственно на фабрике инструментов, находящейся в Гамбурге. Собственно, концертные инструменты делают только там и в Нью-Йорке: гамбургские охватывают европейскую часть рынка, американские – остальной Новый свет. На фабрику просто так не попадешь, поводом стал серебряный 25-летний юбилей семейства Steinway: в него входят еще достаточно демократические инструменты Boston и Essex, выпускаемые в Японии и Китае по дизайну Steinway), по случаю которого двери фабрики в Гамбурге открылись для журналистов. Удалось побывать не только на праздничном концерте, где на разных роялях семейства играли молодые и именитые музыканты, но на следующий день на производстве увидеть различные этапы сборки и настройки инструментов; процесс, как известно, занимает год, во время экскурсии все его стадии спрессовались в один день.

С чего началась история этого инструмента? Основателем ныне всемирно известной марки стал немецкий краснодеревщик Генрих Штайнвег, который в 1822 году собрал свой первый инструмент (по легенде на кухне). В 1850 году он с семьей решил эмигрировать в США, где обнаружил для себя большие возможности и сменил фамилию на американский лад: Стейнвей. У Генриха было пятеро сыновей, которые продолжили его дело, тогда же рояли Стейнвей вернулись в Европу – фабрика в Гамбурге открылась в 1880 году.

Биография каждого из 1200 инструментов (именно столько фабрика производит за год - по 5 роялей в день; и это не предел: с будущего года число инструментов возрастет – спрос пока превышает предложение) начинается с дерева. Закупается лучшее, а потом сушится в течение 2-х лет в ангаре, а последние несколько недель в специальной сушильне. Дерево должно отдать до 64% влаги. Причем после сушки происходит тщательная инспекция древесины, по результатам которой выбраковывается примерно 55% и сжигается. Когда материал готов, наступает время для корпуса инструмента. Корпус в зависимости от модели состоит из 16-20 слоев дерева, древесные слои склеиваются, а потом сгибаются при помощи специального пресса, выдерживаются несколько часов и потом досыхают 100 дней - не больше и не меньше (на каждом корпусе мелом проставляется дата, когда нужно начинать следующий этап работы). А этапов этих предстоит еще много, ведь готовый инструмент состоит из 12 000 деталей. И в течение года инструменты перемещаются между цехами, и внутри каждого инструмента лежит пухлая папочка истории создания именно этого рояля, так как все они индивидуальны. В производстве используется 80% ручного труда, и каждый из работников предприятия вкладывает в будущую звезду концертных подмостков или домашний инструмент частицу себя. На фабрике в Гамбурге люди работают подолгу, иногда дорастают до высоких постов. Круглые даты работников отмечают особыми дипломами, вывешенными на внутренних лестницах предприятия.

Как ни важна древесина, корпус, наверное, главное, в каждом рояле – его индивидуальный голос. Обретается он постепенно, проходя в общей сложности через 3 настройки. Сначала настройка идет даже не рояля, а клавиатуры, проверяются все молоточки, слишком длинный ворс прижигается (эта первая настроечная мастерская, где используется открытый огонь), потому что каждый молоточек должен ровно ударят по своим трем струнам. Затем инструмент помещается в комнату со звукоизоляцией, где в течение часа или двух при помощи автомата проигрывается вся клавиатура, потом еще одна настройка, и, наконец, третья – самая важная. Именно в процессе финальной настройки инструмент обретает свой голос. И мастера, способные этот голос дать ценятся на вес золота. Нам удалось познакомится с самой известной из них – Вэбке Вундсторф, главой Департамента звука в компании “Steinway&Sons”, которая является ответственным лицом по контролю звука инструмента. Вэбке стала первой женщиной, которая взяли как практиканта-ученика на фабрике. Увлечение роялями их настройкой перешло к ней по наследству: ее отец тоже работал здесь настройщиком, а брат - техником в отделе сервиса. Вэбке не только является ответственной за конечный звук фортепиано, но и единственной женщиной во главе целого департамента. Дома у нее тоже есть свой Steinway.

Конечно, рояль Steinway&Sons и даже пианино не всем по карману. Именно поэтому компания создала свои азиатские филиалы для более демократичных по цене моделей. С 1992 года серию Boston начали производить на специальной фабрике в Японии, а с 2003 Essex - в Китае. Оба бренда были разработаны под руководством Сьюзан Кенаги, главного инженера-механика предприятия, при использовании нескольких оригинальных патентов, материалов высокого качества. Таким образом появилось целое семейство роялей, состоящее из трех брендов. Интересно то, что напрямую с японской или китайской фабрики инструменты в продажу не поступают. Сначала их привозят в Центры качества Steinway, где происходит сертификация и доводка этих инструментов. Их распаковывают, проверяют, заново настраивают и лишь после этого предлагают клиентам.

Немного о цвете: абсолютное большинство инструментов черное – деревянный корпус покрывают 3 мм краски. Но вкусы у всех разные: так 30% пианино и роялей для Европы – белые, тогда как в Америке белый инструмент появляется раз в пять лет. Есть, конечно, серия роялей, отделанных ценными породами дерева и с маленьким настоящим бриллиантом, но они создаются по индивидуальному заказу. Компания вообще бережно относится к пожеланиям своих клиентов, хотя вряд ли они снова вернется, выбор такого рояля делают раз в жизни, для того чтобы он служил и детям, и внукам, ведь средний срок эксплуатации – 100 лет. Конечно, в концертном зале рояль изнашивается почти в десять раз быстрее. Интересно, что, если вы купили себе «Эссекс» или «Бостон», но в какой-то момент почувствовали себя готовым для серьезного апгрейда, вы в течение 10 лет можете «обменять» этот инструмент с доплатой: получить кредит на основе встречной продажи. Не все, впрочем, хотят расставаться с полюбившимся инструментом, например, Леди Гага до сих пор хранит фортепиано Boston, которое ей подарили на 13-летие.

Но вернемся к цвету: недавно компания запустила серию Boston с разными цветами крышки, так называемую «Радужную серию»: оказалось, что этот маркетинговый ход тоже востребован. Например, футбольный клуб «Боруссия» из Дортмунда купил рояль под стать своим цветам – черный рояль с желтой крышкой, всего же линейка насчитывает 170 цветов и оттенков, так что эстеты смогут подобрать рояль к своему интерьеру.

Steinway любили Бенджамин Бриттен и Джон Леннон, на фабрике есть целый зал славы, где видишь автографы пианистов, объясняющихся в любви именно к этому инструменту. Не случайно спрос на них растет, и в 2018 году в Гамбурге выпускать их будут больше. Среди них будут и те, которые попадут в концертные залы России. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
339
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости