0
5324
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2018 11:13:00

Прогулка с Пушкиным и другими классиками

Тэги: пушкин, театр, гастроли, михайловское, пушкинская школа


пушкин, театр, гастроли, михайловское, пушкинская школа Директор Музея-заповедника Михайловское Г.Н. Василевич вручает артистам театра благодарности после спектакля "Ревизор". Фото предоставлено пресс-службой театра

Санкт-Петербургский театр «Пушкинская школа» вот уже четвертый год выезжает с гастролями в музей-заповедник «Михайловское» (в рамках программы «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ). В нынешнем сезоне за пять дней показали 10 спектаклей. На большой сцене научно-культурного центра в Пушкиногорье шли «Ревизор», «Свадьба Кречинского», «Четыре сказки», «Сказка о Салтане и Гвидоне», «Полтава» (премьеры последних сезонов) и «Горе от ума» (постановка десятилетней давности с новыми вводами по свежести исполнения премьерам ничуть не уступала) – все это спектакли художественного руководителя театра, народного артиста России Владимира Рецептера, в прошлом актера БДТ и легендарного Гамлета в собственном моноспектакле 1960-х – 70-х годов, а ныне режиссера, поэта, прозаика и исследователя-пушкиниста в одном лице.

Диву даешься, как все эти ипостаси могут уживаться и в самом Рецептере, и в каждом его спектакле? Однако же уживаются, и тесня, и дополняя друг друга. Школа Рецептера последовательна в главном. Вот уже второе десятилетие он и его актеры работают над «Театральным собранием сочинений» А. С. Пушкина, пушкинской традицией поверяя и каждое название в репертуаре,

Иногда на этом пути возникает смелый эксперимент. Например, «Ревизор», поставленный Рецептером «по мысли и сюжету Пушкина»: этот подзаголовок в программке напоминает зрителям предысторию гоголевского шедевра и объясняет замысел режиссера. Вернуть Гоголя к Пушкину? Но ведь мысль и сюжет еще не есть текст! Спектакль в результате получился очень живой и неожиданный. Отступая от зловещей мистики и гротеска, поднадоевших уже в гоголевских постановках прошлого и нынешнего века, «Ревизор» Рецептера берет вдохновенный разбег… и возвращает гоголевскую комедию к ее пра-жанру. Анекдот, небывалый случай - для Пушкина и Гоголя не слишком ли это просто? Однако гоголевский текст как промытый сверкает в таком прочтении, тем более что артисты Рецептера настоящие мастера слова. Да они вообще – мастера.

Воспитанник и наследник товстоноговской школы, Рецептер вырастил крупных артистов, и сегодня они в самом расцвете творческих сил. Каждый из них переиграл немало ролей классического репертуара, назову только большие роли из тех, что были на гастролях: Чацкий, Кречинский и Кочубей в исполнении Никандра Кирьянова, Городничий и Муромский Дениса Волкова, Фамусов Павла Хазова, Хлестаков и Расплюев Ивана Мозжевилова, Мария Кочубей в исполнении Марии Егоровой – всюду здесь точно схваченное «зерно» роли, богатство жанровой палитры, глубокое понимание авторской природы чувств. Что, впрочем, характерно и для всего актерского ансамбля. А в нем сегодня заметны и интересны и голоса молодых артистов, в том числе студентов выпускного курса Рецептера в РГИСИ - Екатерины Вишневской, Анны Мироновой, Ивана Шарого.

«Пушкинскую школу» в музее-заповеднике давно знают и любят. В эти гастрольные дни многие зрители приходили не на один спектакль, а значит, могли оценить само программное направление «Пушкинской школы». Она, безусловно, оправдывает свое имя. Не знаю, есть ли еще в современной России театр, где можно получить такое удовольствие от сценического воплощения текстов, составивших славу отечественной литературы, и не от одного-двух спектаклей, а от целого репертуара классических постановок.

В последние десятилетия для российских режиссеров стало привычным притягивать классические тексты к дню сегодняшнему, извлекая из них актуальную злободневность, иногда это бывает интересно, чаще не очень, в целом же, будем честны, такой способ диалога с классикой свидетельствует скорее не о богатстве, а о бедности современной культуры, ее зацикленности на себе. Если так и дальше пойдет, отвечать на вопрос, кто мы и что в «большом времени» русской и мировой истории, станет все трудней.

Владимир Рецептер мыслить злобой дня упрямо отказывается. И когда в «Четырех сказках» Медведь тоскует по убитой Медведихе (не забыть, как сыграл это Павел Хазов, актер «нутра» с широким жанровым диапазоном ролей от комических слуг до Петра Первого) и, прощаясь с ним взглядом, уходит со сцены Медведиха Анны-Магды Обершт, – место и время действия перепутать вряд ли возможно. Россия, век от крещения Руси любой, и наше с вами «здесь и сейчас» тоже встает в эту ретро- и перспективу. Но это сказка с ее поэтической мерой обобщения, драма сыграна здесь актерами сквозь лирику и почти житийную просветленность.

А есть еще мощная по драматическому звучанию «Полтава» - довольно рискованный по нынешним временам репертуарный выбор, но и здесь Рецептер и его актеры сумели избежать сегодняшней конъюнктуры. Когда в звенящей тишине зала звучит характеристика Мазепы (От театра – Павел Сергиенко): «Что он не ведает святыни, /Что он не помнит благостыни, / Что он не любит ничего, /Что кровь готов он лить как воду, /Что презирает он свободу, /Что нет отчизны для него», – эти слагаемые в пушкинской системе ценностей помогают понять поступки людей самых разных политических убеждений - от времен Мазепы и Кочубея до наших дней.

Целостность программы театра подтвердили и показанные на малой сцене три моноспектакля Григория Печкысева, где он выступил как автор сценической композиции, режиссер и исполнитель, продемонстрировав редкую культуру слова и сценического существования (Печкысев - из корифеев театра, был занят и в вечерних спектаклях: Почтмейстер в «Ревизоре», Репетилов в «Горе от ума»). «Ворованный воздух» по «Четвертой прозе» и стихам О. Мандельштама и «Прогулки без Пушкина» по рассказу Синявского «Гололедица» самими названиями заставили задуматься о судьбах пушкинской традиции в ХХ веке. «Это я, Батюшков!» по стихам, письмам и дневникам Батюшкова вывел жизненную драму литературного «предтечи» Пушкина на разговор о судьбе человека вообще, его счастье и спасении. В пушкинском, христианском смысловом поле.

Санкт-Петербург – Пушкинские горы 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1829
У нас

У нас

0
1429
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
2794
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3013

Другие новости