Сергей Курышев в роли писателя. Фото с сайта mdt-dodin.ru
Малый драматический театр – театр Европы открыл фестиваль-исследование « … да не судимы будете», взяв строки из Нагорной проповеди. В основе спектакля «Вакханалия» – история присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за роман «Доктор Живаго», страницы жизни писателя этого периода, позорные в нашей истории.
Травля выдающегося художника началась в 1957 году после выхода романа в Италии, достигнув апогея после присуждения Нобелевской премии в 1958 году.
«Вакханалия» - стихотворный цикл, о замысле которого поэт писал: «Я это задумал под знаком вакханалии в античном смысле, то есть в виде вольности и разгула того характера, который мог считаться священным и давал начало греческой трагедии». Стихи были опубликованы в 1965 году, после того, как разыгралась античная трагедия на современный лад, в которой поэт стал главным действующим лицом.
Сценарий, в который вошли документы, фрагменты романа «Доктор Живаго», стихи, создан Львом Додиным, Игорем Евсеевым и Валерием Галендеевым, режиссером этого спектакля. В нем занято двенадцать актеров. Число значимое – двенадцать апостолов, учеников Христа, среди которых были отступники и Иуда.
Тональность спектаклю задает Алексей Зубарев, отец Тихон в легендарном спектакле «Бесы». Это важно для понимания контекста спектакля. Актер читает эпизод романа «Доктор Живаго» о юном Учителе.
Двенадцать актеров перевоплощаются в конкретных людей – от известных писателей и партийных функционеров до экскаваторщика Васельцова, обессмертившего себя фразой «Я Пастернака не читал, но скажу …». Трагедия временами переходит в грубый фарс. Спектакль будит историческую память. Повышенная эмоциональность существования актеров мгновенно перебрасывается в зал, создавая оптический эффект: актер - персонаж и в то же время комментатор.
В этой истории три эмоциональных центра: Сергей Курышев (Пастернак и повествователь), Ирина Тычинина (Ольга Ивинская - Лара и повествовательница), поэт Борис Слуцкий и повествователь (Владимир Селезнев). Сергей Курышев, ни в коей мере не играя Пастернака, демонстрирует беззащитность художника перед партийной машиной, напоминающей «аппарат», материализующий тоталитаризм, описанный Кафкой в новелле «В исправительной колонии».
Женственная, вдохновенная Ирина Тычинина читает фрагменты романа и говорит от имени Ивинской, воплощая музу поэта не в летящих одеждах Эрато, но в грубом плаще советского производства. Дуэт Курышева и Тычининой - мини-ансамбль в большом ансамбле спектакля. Актеры бережно, деликатно раскрывают отношения любящих и понимающих друг друга людей, связанных воедино.
Борис Слуцкий – поэт, прошедший войну, написавший пронзительные стихи о войне, человек чести и потому верный партийному долгу, был вынужден выступить против романа. Владимир Селезнев (Слуцкий) – олицетворение обнаженного нерва, попранной гордости, жертва системы и ее обличитель.
Хочется рассказать о каждом из 12 «апостолов», участников спектакля…О величественной Ахматовой, бескомпромиссной Лидии Корнеевне Чуковской, о дамах - писательницах, многократных лауреатах Сталинских премий, выразительно (дам - пародийно) представленных Татьяной Рассказовой и Натальей Фоменко, об эстетствующем критике Зелинском (Владимир Захарьев), об экскаваторщике Васельцове, не ведающим, что творит (Олег Гаянов) и обо всех участниках, создающих напряженную атмосферу спектакля.
Давно мы не видели на сцене столько интеллигентных лиц одновременно! Театр поведал о трагедии, повлекшей за собой смерть гениального поэта. И к смертному приговору приложили руку не кто-нибудь, а те, кто знал истинную цену гению! Это надо знать. Об этом спектакль.
Санкт-Петербург
комментарии(0)