Фото сайта www.maly.ru
Элина Быстрицкая давно уже не выходит в спектаклях родного театра, где прослужила целых полвека. Но каждый год на сборе труппы в начале сезона она неизменно рядом со своими коллегами – среди корифеев.
Детство и юность будущая артистка провела на Украине. Ее имя переводится как «мудрая», такой сложилась и ее творческая судьба – красивой и мудрой, где и жизнь на сцене и в кадре, и педагогика, и общественная деятельность. Такая она и сама, красота и строгость создавали ее памятные художественные образы, хотя она и любила кокетливо повторять, что в работе совершенная внешность очень мешала. Однако, не раз актриса возглавляла рейтинги самых красивых женщин ХХ века.
«Помню, что впервые слова «какая хорошенька девочка» услышала от раненого солдата фронтового госпиталя, где я, тринадцатилетняя девчонка, работала санитаркой. Я оглянулась: о ком это он? Оказалось – обо мне», - пишет Быстрицкая в своей книге мемуаров «Звезды на небе». И продолжает: «Девочка стала актрисой кино и театра. На ее долю выпало узнать многое: и творческие муки, и всенародное признание, и подозрительность сильных мира сего».
Военное детство, профессия медика, и, наконец, увлечение театром. Биография актрисы не лишена чудесных совпадений. Работа в Вильнюсском русском театре принесла ей первое знакомство с миром кино, судьбоносная встреча в Фаиной Раневской – вхождение в московские театральные круги.
Фильмография Быстрицкой не так уж велика, хотя сниматься в кино она начала еще во время учебы в Киевском институте театрального искусства – дебют на экране состоялся в 1950 году. После нескольких эпизодических ролей, Быстрицкая сыграла свою и по сей день главную – Аксинью в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. Многословное, объемное, неспешное и насыщенное деталями повествование Шолохова превратилось на экране в концентрированное в каждом своем кадре кинополотно. Сыгранное, в том числе и Быстрицкой, с особой страстностью, с надрывом, по-театральному, но в хорошем смысле, вычурно. Так, что актриса заслужила похвалу самых строгих зрителей – донских казаков и самого Михаила Шолохова, увидевшего экранизацию одним из первых.
Спустя всего год после «Тихого Дона», в 1958, вышли «Добровольцы» - не менее эпическая, охватывающая 20-летний период жизни поколения и страны, история. О комсомольцах-метростроевцах, переживших войну и тяжелое послевоенное время, с Михаилом Ульяновым и Леонидом Быковым в главных ролях. Быстрицкая в фильме Юрия Егорова сыграла жену героя Ульянова, безусловно, героиню своего времени, полюбившую раз и на всю жизнь. Две эти роли сыграли в судьбе актрисы знаковую роль – Быстрицкая поступила в труппу Малого театра, а с конца 60-х полностью посвятила себя сцене, еще успев пройти «экзамен» у стариков Малого. Зрители всегда отмечали в ее ролях, а это были главные героини произведений Лермонтова, Островского, Достоевского, Чехова, - дар сценической красоты и интеллектуальность, цельность и сложность образов.
«НГ»
комментарии(0)