Фото Дарьи Курдюковой
В пятницу в Нью-Йорке умер Леонид Соков. Ему было 76лет - и ему было что еще сказать. Он эмигрировал в 1979 году, жил в Нью-Йорке, а мы привыкли видеть его на выставках, и за последние годы, к счастью, в Москве их прошло две, и обе вспоминаешь с удовольствием - ретроспективу в Московском музее современного искусства в 2012 году, потом, в 2016-м, - выставку-диалог с искусством XX века в Третьяковке на Крымском Валу, энергично прошедшую через длинную череду залов постоянной экспозиции, от авангарда до соцреализма, - так вот мы привыкли видеть его улыбчивым, бодрым, как и положено самому искусству соц-арта, поверяющему сарказмом клише советской идеологии и пропаганды. Соков - классик, это аксиома. "Встреча двух скульптур", Ильича и "Шагающего человека" экзистенциалиста Джакометти, - его скульптура. "Сталин и Монро", соц-арт, смешанный с поп-артом, портрет вождя - с иконой стиля и т.д. - его полиптих. Соц-арт - и во многом благодаря соковским работам - показал, что "угол зрения" (а есть у художника и такая вещь, буквально материализующая это умозрительное понятие - в виде угла - и так же называлась выставка в ММСИ) - нет, конечно, не изменит идеологии, но высветит абсурдное, глупое, поможет вместе посмеяться над этим - и как-то постараться с этим жить.
Он, выпускник Строгановки, найдя свой стиль, продолжал искать диалог с разными периодами. Ироничный, конечно. Потому что когда он предложил свой "рейтинг" произведений XX века - назвав его "Реальный масштаб", - больше всех оказался писсуар-"Фонтан" Марселя Дюшана, рядом с ним - татлинская "Башня", затем - несравнимо мельче - коза Пикассо... а завершала "список" лилипутская статуя Ленина.
Когда два года назад Соков вступил в диалог с искусством XX века в Третьяковке, диалог получился на равных, а где-то художник даже сумел сделать погонные метры соцреалистических полотен декорацией к своим произведениям. Тактично - не сдвинув их ни на миллиметр - и остроумно. Впрочем, бойкость соковских работ частенько уходила от тактичности в дали народной мудрости - и даже скабрезности, но это было по делу, в этом был нерв. Про него хочется сказать такое, увы, заезженное сегодня словцо "драйв", такое не подходящее вроде бы к его поколению, но таким его вспоминаешь - человека, художника с драйвом. С таким драйвом сделаны его вещи, с таким драйвом он осваивал огромные - и трудные, многие другие выставки что в ММСИ, что в Третьяковке это доказывали и еще докажут - музейные пространства. Ему они подчинялись. Соков умел их держать, умел с ними говорить - например, когда в Новой Третьяковке перед открывающимся на Москву-реку и Кремль окном, в зале с хрестоматийными соцреалистическими холстами, - поместил "Встречу Сталина с модернистской скульптурой".
Где-то между народной мудростью и размышлением о времени, в котором надо идти своей дорогой, Соков и работы свои делал похожими на афоризмы - коротко и сразу - в самую суть, порой - наотмашь. У многих его вещей было удивительное свойство - вступая с чем-то в диалог, становясь комментарием, они оставались автономными, т.е. делали шаг вперед, не оставались в тени. Говоря с другими эпохами, он был собой. Вот, к примеру, "Витрувианский человек" Леонардо, хрестоматия хрестоматий, но Соков и тут, для местного, так сказать, применения, сказал свое: снизил градус величия, вернее, обратил его в величие буквальное, выковал из железа (раз уж памятник классике - пускай будет внушительный, хотя и проработанный ажурно, как рисунок) - и пустил в народ разлапистого "Витрувианского медведя". Его стихия - стихия игры и стихия легкости.
Или вот "Очки для каждого советского человека", они есть в собрании Третьяковки, есть в коллекции Центра Помпиду. Эти очки, впервые сделанные в 1976-м и потом повторенные автором, - с пятиконечными звездами вместо линз в нынешнюю пору - живее всех живых. А Соков почему-то ушел.
"НГ"
комментарии(0)