Павел Третьяков купил картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» уже в год ее создания. Тогда же произведение попало под цензуру: Александр III запретил его экспонирование. В 1913-м иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» порезал работу. По поводу нынешнего акта вандализма в музее рассказывают, что, судя по записям камер видеонаблюдения, мужчина ходил по залам музея и фотографировал работы, состояние его казалось спокойным. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Государственная Третьяковская галерея
В связи с актом вандализма, совершенным в отношении полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», во вторник утром Союз музеев России выступил с обращением, в котором Михаил Пиотровский назвал случившееся трагедией, «во многом отражающей общую атмосферу нетерпимости». «Мы с напряженным вниманием ждем, получит ли преступник достойное наказание, способное остановить ему подобных. От этого зависит наша возможность и готовность далее увеличивать доступность музейных пространств», – пишет президент Союза музеев. Причины и последствия этого нападения обсудят на общем собрании Союза музеев 31 мая.
В Лондонской Национальной галерее пишут, что картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» впервые упоминается в собрании сына первого министра Испании, что экспонировалась она непублично, чтобы избежать цензуры Испанской инквизиции. В 1914 году работа была порезана суфражисткой Мэри Ричардсон (позднее она станет главой женской секции Британского союза фашистов). Она заявила, что пыталась разрушить красивейшую женщину в мифологической истории в знак протеста против ареста ее подруги Эммелин Панкхёрст, которую Ричардсон назвала красивейшим персонажем современной истории. Другую картину с похожим сюжетом, «Данаю» Рембрандта, в 1985 году облил серной кислотой и порезал Бронюс Майгис – реставрация полотна длилась до 1997 года. На посвященном вандализму в отношении репинской картины брифинге в ГТГ по поводу «Данаи» сказали, что, несмотря на все усилия реставраторов, первоначальную живопись вернуть невозможно. Сейчас ее защищает бронированное стекло. Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-51. Национальная галерея, Лондон |
Обратная сторона открытости музеев – уязвимость. Кроме того, случаи вандализма могут нанести удар по выставочным обменам. Напомним, и Третьяковская галерея, и Минкультуры настаивают на том, что закон против вандализма в отношении объектов культурного наследия должен быть ужесточен и что должно быть увеличено количество постов Росгвардии.
Понятно, что музеи стараются создать дополнительную защиту для ценнейших произведений искусства, – понятно и то, что музейные ресурсы очень ограниченны. Так, в Третьяковской галерее сказали, что защитные стекла можно изготовить только на спонсорские средства, заказывать их нужно не в России (здесь таких нет). Ясно и то, что агрессия может быть направлена на любое произведение, реакцию психики не предугадаешь. В Третьяковке говорили о том, что, например, столбики заграждения, одним из которых была пробита картина Репина, нельзя было прикрутить к полу, поскольку в принципе работы часто перемещают на выставки. Но не «Ивана Грозного...», это хрупкое произведение покидало стены галереи однажды – в эвакуацию. Поэтому у полотна, говорят в музее, нет страховой стоимости.
По первым оценкам – реставрацию и дальнейшую защиту полотна обещал профинансировать один из главных банков страны, – будет выделено 5–10 млн руб. Можно вспомнить, как время от времени разного рода активисты выступают с предложениями изъять из музеев то работы с обнаженными, то какие-то другие. Об искусстве часто судят с охотой даже люди, очень от него далекие. Напомним, пять лет назад православные активисты сочли репинскую работу клеветнической и потребовали убрать из постоянной экспозиции. Музей отстоял одну из самых известных репинских картин.
Вандализму подвергались многие произведения из сокровищницы мирового искусства – «Мона Лиза» Леонардо, как и, например, «Пьета» Микеланджело сейчас экспонируются в специальных капсулах, так что подойти к ним совсем близко нельзя. Увы, список примеров нападения на искусство – и классическое, и современное – постоянно растет.
«НГ»
комментарии(0)